Standard

Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. / Алпатов, Геннадий Евгеньевич; Анохина, Елена Михайловна.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА, Vol. 37, No. 1, 2021, p. 34-61.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{3e090a98b98f41d3b563410af11b15ca,
title = "Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования",
abstract = "В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.",
keywords = "нормативно-подушевое финансирование, культурный код нации, высшее образование, Единый государственный экзамен, услуга обучения, Болонская система, tertiary education, reproduction of human capital, Unified State Exam, training service, ompetency-based approach, bologna system, regulatory per capita financing, cultural code",
author = "Алпатов, {Геннадий Евгеньевич} and Анохина, {Елена Михайловна}",
note = "Алпатов, Г., & Анохина, Е. (2021). Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(1), 34-61. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.102",
year = "2021",
doi = "10.21638/spbu05.2021.102",
language = "русский",
volume = "37",
pages = "34--61",
journal = " ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА",
issn = "1026-356X",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования

AU - Алпатов, Геннадий Евгеньевич

AU - Анохина, Елена Михайловна

N1 - Алпатов, Г., & Анохина, Е. (2021). Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(1), 34-61. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.102

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.

AB - В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.

KW - нормативно-подушевое финансирование

KW - культурный код нации

KW - высшее образование

KW - Единый государственный экзамен

KW - услуга обучения

KW - Болонская система

KW - tertiary education

KW - reproduction of human capital

KW - Unified State Exam

KW - training service

KW - ompetency-based approach

KW - bologna system

KW - regulatory per capita financing

KW - cultural code

UR - https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/6220

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=46115654

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f1ce52d1-1105-36a2-b086-734a70f75539/

U2 - 10.21638/spbu05.2021.102

DO - 10.21638/spbu05.2021.102

M3 - статья

VL - 37

SP - 34

EP - 61

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА

SN - 1026-356X

IS - 1

ER -

ID: 52346499