Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. / Алпатов, Геннадий Евгеньевич; Анохина, Елена Михайловна.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА, Vol. 37, No. 1, 2021, p. 34-61.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования
AU - Алпатов, Геннадий Евгеньевич
AU - Анохина, Елена Михайловна
N1 - Алпатов, Г., & Анохина, Е. (2021). Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(1), 34-61. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.102
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.
AB - В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.
KW - нормативно-подушевое финансирование
KW - культурный код нации
KW - высшее образование
KW - Единый государственный экзамен
KW - услуга обучения
KW - Болонская система
KW - tertiary education
KW - reproduction of human capital
KW - Unified State Exam
KW - training service
KW - ompetency-based approach
KW - bologna system
KW - regulatory per capita financing
KW - cultural code
UR - https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/6220
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=46115654
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f1ce52d1-1105-36a2-b086-734a70f75539/
U2 - 10.21638/spbu05.2021.102
DO - 10.21638/spbu05.2021.102
M3 - статья
VL - 37
SP - 34
EP - 61
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЭКОНОМИКА
SN - 1026-356X
IS - 1
ER -
ID: 52346499