DOI

Обоснование: работа посвящена исследованию выражения эмоций у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воспитывающихся в условиях институционального окружения. Целью являлось изучение взаимосвязи обобщенных показателей эмоций с возрастом у детей с ОВЗ, проживающих в домах ребёнка.

Материалы и методы. Участниками исследования были 115 детей с ОВЗ, проживающих в двух домах ребенка Санкт-Петербурга, в среднем возрасте 17,5 ± 13,1 (от 8 до 58 месяцев). Для изучения характеристик выражения эмоций и поведения у детей в ситуациях свободной игры и двух последовательных разлучений и воссоединений с близкими взрослыми (групповыми сотрудниками дома ребенка) использовался метод структурированного видеонаблюдения «Оценка эмоций матери и ребёнка».

Результаты. Обнаружено значимое повышение с возрастом детей с ОВЗ проявляемых ими значений позитивного эмоционального тона в двух ситуациях разлучения с близким взрослым, снижение негативного тона (в свободной игре, при первом разлучении и втором воссоединении), увеличение деструктивного поведения (в свободной игре и первом воссоединении) и активности (во всех ситуациях взаимодействия).

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о специфических особенностях возрастных изменений выражения эмоций и поведения у детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях институционализации.
Original languageRussian
Pages (from-to)28-36
Number of pages9
JournalПсихология. Психофизиология
Volume16
Issue number2
DOIs
StatePublished - 2023

ID: 126910715