Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Платон о войне и мире: «воин-страж» как субъект идеального полиса. / Мочалова, Ирина Николаевна.
In: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Vol. 23, No. 2, 3, 2025, p. 43-55.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Платон о войне и мире: «воин-страж» как субъект идеального полиса
AU - Мочалова, Ирина Николаевна
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В статье исследуется платоновское понимание войны и мира в контексте дискуссии афинских интеллектуалов IV в. до н.э. о природе войны. Под влиянием Фукидида наибольшее распространение получает понимание войны как естественного и закономерного состояния человеческого общежития. Эгоистическая природа человека, определяемая господством страстей над разумом, понимается как подлинная и неизменная причина войн. На фоне панэллинской идеологии, оправдывавшей войны против «внешнего врага» и признававшей их условием внутреннего мира Эллады, Платон предлагает принципиально иную постановку проблемы: возможен ли мир без войны и каковы условия его достижения? Анализ диалогов «Государство», «Законы», «Тимей» и «Критий» позволяет показать, что, по Платону, человек лишен природной агрессивности, и, следовательно, война не может быть оправдана. Платон переносит вопрос оценки войны в этико-антропологическую плоскость, связывая его с проблемой воспитания и правильного устройства души. Центральной фигурой идеального государства становится мужественный воин-страж, способный при правильном воспитании его противоречивой природы стать гарантом мира. Таким образом, возможность мира обеспечивается потенциальным присутствием войны как угрозы его разрушения.
AB - В статье исследуется платоновское понимание войны и мира в контексте дискуссии афинских интеллектуалов IV в. до н.э. о природе войны. Под влиянием Фукидида наибольшее распространение получает понимание войны как естественного и закономерного состояния человеческого общежития. Эгоистическая природа человека, определяемая господством страстей над разумом, понимается как подлинная и неизменная причина войн. На фоне панэллинской идеологии, оправдывавшей войны против «внешнего врага» и признававшей их условием внутреннего мира Эллады, Платон предлагает принципиально иную постановку проблемы: возможен ли мир без войны и каковы условия его достижения? Анализ диалогов «Государство», «Законы», «Тимей» и «Критий» позволяет показать, что, по Платону, человек лишен природной агрессивности, и, следовательно, война не может быть оправдана. Платон переносит вопрос оценки войны в этико-антропологическую плоскость, связывая его с проблемой воспитания и правильного устройства души. Центральной фигурой идеального государства становится мужественный воин-страж, способный при правильном воспитании его противоречивой природы стать гарантом мира. Таким образом, возможность мира обеспечивается потенциальным присутствием войны как угрозы его разрушения.
M3 - статья
VL - 23
SP - 43
EP - 55
JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
SN - 2410-3047
IS - 2
M1 - 3
ER -
ID: 145093191