Standard

Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. / Горбунов, И.А.; Рычкова, Т.Л.

Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2015. p. 189-197.

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingConference contributionResearchpeer-review

Harvard

Горбунов, ИА & Рычкова, ТЛ 2015, Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. in Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции. Бизнес-Наука-Общество, Тамбов, pp. 189-197, Психология человека в условиях здоровья и болезни, Тамбов, Russian Federation, 5/06/15.

APA

Горбунов, И. А., & Рычкова, Т. Л. (2015). Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. In Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции (pp. 189-197). Бизнес-Наука-Общество.

Vancouver

Горбунов ИА, Рычкова ТЛ. Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. In Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество. 2015. p. 189-197

Author

Горбунов, И.А. ; Рычкова, Т.Л. / Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2015. pp. 189-197

BibTeX

@inproceedings{91f68c6735674951b056d410bd7e08fc,
title = "Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек",
abstract = "С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различногосодержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологическихкоррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формымультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, ихпросмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности испецифичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксироватьизменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению сфункциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследованиесопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями изадачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотрелюбого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм срассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителейзадуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законовфизики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие посодержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследованийпорядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающиминегативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональноенапряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)в возрасте от 18 до 26 лет. Функциональное состояние при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий. Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей, экстраординарными способностями персонажей мультфильма.",
keywords = "психофизиология, психологическое воздействие мультипликации, психология художественного восприятия мультфильмов и фильмов",
author = "И.А. Горбунов and Т.Л. Рычкова",
year = "2015",
language = "русский",
isbn = "9785434305723",
pages = "189--197",
booktitle = "Психология человека в условиях здоровья и болезни",
publisher = "Бизнес-Наука-Общество",
address = "Российская Федерация",
note = "Психология человека в условиях здоровья и болезни : V Международная научно-практическая конференция ; Conference date: 05-06-2015 Through 06-06-2015",

}

RIS

TY - GEN

T1 - Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек

AU - Горбунов, И.А.

AU - Рычкова, Т.Л.

PY - 2015

Y1 - 2015

N2 - С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различногосодержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологическихкоррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формымультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, ихпросмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности испецифичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксироватьизменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению сфункциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследованиесопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями изадачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотрелюбого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм срассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителейзадуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законовфизики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие посодержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследованийпорядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающиминегативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональноенапряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)в возрасте от 18 до 26 лет. Функциональное состояние при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий. Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей, экстраординарными способностями персонажей мультфильма.

AB - С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различногосодержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологическихкоррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формымультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, ихпросмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности испецифичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксироватьизменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению сфункциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследованиесопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями изадачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотрелюбого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм срассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителейзадуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законовфизики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие посодержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследованийпорядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающиминегативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональноенапряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)в возрасте от 18 до 26 лет. Функциональное состояние при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий. Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей, экстраординарными способностями персонажей мультфильма.

KW - психофизиология

KW - психологическое воздействие мультипликации

KW - психология художественного восприятия мультфильмов и фильмов

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23808686&pff=1

M3 - статья в сборнике материалов конференции

SN - 9785434305723

SP - 189

EP - 197

BT - Психология человека в условиях здоровья и болезни

PB - Бизнес-Наука-Общество

CY - Тамбов

T2 - Психология человека в условиях здоровья и болезни

Y2 - 5 June 2015 through 6 June 2015

ER -

ID: 4560671