Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек. / Горбунов, И.А.; Рычкова, Т.Л.
Психология человека в условиях здоровья и болезни : материалы V Международной научно-практической конференции. Тамбов : Бизнес-Наука-Общество, 2015. p. 189-197.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Психофизиологические корреляты психологического воздействия мультипликационных фильмов на юношей и девушек
AU - Горбунов, И.А.
AU - Рычкова, Т.Л.
PY - 2015
Y1 - 2015
N2 - С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различногосодержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологическихкоррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формымультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, ихпросмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности испецифичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксироватьизменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению сфункциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследованиесопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями изадачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотрелюбого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм срассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителейзадуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законовфизики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие посодержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследованийпорядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающиминегативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональноенапряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)в возрасте от 18 до 26 лет. Функциональное состояние при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий. Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей, экстраординарными способностями персонажей мультфильма.
AB - С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различногосодержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологическихкоррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формымультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, ихпросмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности испецифичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксироватьизменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению сфункциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследованиесопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями изадачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотрелюбого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм срассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителейзадуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законовфизики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие посодержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследованийпорядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающиминегативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональноенапряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)в возрасте от 18 до 26 лет. Функциональное состояние при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий. Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей, экстраординарными способностями персонажей мультфильма.
KW - психофизиология
KW - психологическое воздействие мультипликации
KW - психология художественного восприятия мультфильмов и фильмов
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23808686&pff=1
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 9785434305723
SP - 189
EP - 197
BT - Психология человека в условиях здоровья и болезни
PB - Бизнес-Наука-Общество
CY - Тамбов
T2 - Психология человека в условиях здоровья и болезни
Y2 - 5 June 2015 through 6 June 2015
ER -
ID: 4560671