С целью исследования возможности использования мультипликационных фильмов различного
содержания в арт-терапии и обучении мы провели экспериментальное исследование психофизиологических
коррелятов воздействия мультипликационных фильмов различного содержания на юношей и девушек от 18
до 26 лет. Гипотеза состояла в том, что в силу высокой сложности художественной формы
мультипликационных фильмов по сравнению с художественными и документальными фильмами, их
просмотр и понимание сопровождается значительным увеличением нейронной активности и
специфичностью этой активности. Целью нашего экспериментального исследования было зафиксировать
изменение функционального состояния головного мозга при просмотре мультфильмов по сравнению с
функциональным состоянием при просмотре художественных и документальных фильмов. Исследование
сопровождалось регистрацией спектральной мощности ЭЭГ по 19 отведениям при просмотре видеоряда (30
мин.) из 13 фрагментов фильмов и мультфильмов, отобранных экспертами в соответствии с целями и
задачами исследования на основе соответствия их группам стимулов: 1) видео нейтрального содержания –
документальные фильмы с видами природы и города (для измерения фонового состояния при просмотре
любого видеоряда); 2) видео рационального содержания – художественные фильмы и мультфильм с
рассуждением героев о жизни, которое может быть актуально для зрителей и может заставить зрителей
задуматься; 3) видео парадоксального содержания – мультфильмы и фильмы с необычными героями,
сюжетом, в которых все происходит наоборот, создается эффект обманутого ожидания и нарушения законов
физики и логики, провоцирующие конфликт, удивление и веселье; 4) видео агрессивного содержания –
фильмы и мультфильмы, вызывающие страх за жизнь и здоровье – со сценами баталий, сражений, пыток.
Видеоряд был упорядочен в относительно случайном порядке с тем, чтобы фрагменты, близкие по
содержанию, не следовали друг за другом. Также был выбран стандартный для аналогичных исследований
порядок следования – начиная с видео, вызывающих позитивные эмоции, заканчивая – вызывающими
негативные. Видео, вызывающие негативные эмоции, чередовались с видео, снимающими эмоциональное
напряжение, чтобы максимально уменьшить вероятность актуализации общего функционального состояния,
вызванного стрессом при просмотре видео устрашающего содержания. В исследовании участвовали 33
студента и выпускника (17 девушек, 16 юношей) ВУЗов г. Санкт-Петербурга (технические и гуманитарные)
в возрасте от 18 до 26 лет.
Функциональное состояние
при просмотре мультфильмов значимо отличается от функционального состояния при просмотре фильмов и
определяется увеличением спектральной мощности ЭЭГ на всех диапазонах и снижением когерентности
преимущественно в левом полушарии. Как основные механизмы, актуализирующиеся при просмотре
мультфильмов мы выделили механизмы, связанные с увеличением мощности ЭЭГ в левой передневисочной
и фронтальной, в правой центральновисочной, теменной и затылочной областях в диапазоне
высокочастотных ритмов и связали эти процессы с когнитивными процессами, заключающимися в
одновременной активации вербально-логических и образных, синтетических способов переработки
информации. При этом актуализацию образных и синтетических способов восприятия и переработки
информации мы склонны связывать с художественной формой мультипликационных фильмов, с
необычностью и абстрактностью персонажей и парадоксальностью, нелогичностью сюжетных линий.
Увеличение мощности ЭЭГ в теменной области мы проинтерпретировали как активацию механизмов
пространственного мышления, связанных со схемой тела. Снижение когерентности в этой зоне может быть
связано с нарушением схемы тела при просмотре мультфильмов, происходящего вследствие конфликтности
стимула, заключающейся в нарушении законов физики в действиях мультипликационных персонажей,
экстраординарными способностями персонажей мультфильма.