Современная теория документальности, о которой идет речь,
представляет собой направление в онтологии, социальной философии и философии искусства, начало которому было положено Маурицио Феррарисом, профессором Туринского университета. Эту теорию отличают принципиально новые методологические подходы, где произведение искусства начинает рассматриваться как социальный объект; иными словами — объект социальной реальности. Впервые теория документальности была описана в манифесте «Нового реализма» в 2008 г., где и утверждается, что искусство — это способ документирования социальной реальности.
Одним из ключевых вопросов философии искусства вообще и
философии архитектуры в частности является вопрос об определении статуса произведения. Философ Тициана Андина так же, как и Маурицио Феррарис, обращается к решению этой проблемы через теорию документальности. В монографии «Философии искусства. От Гегеля до Данто» Т. Андина постоянно размышляет о произведении искусства как о социальном объекте, онтологический статус которого
определяется наличием о нем записи (регистрации) в данном качестве.
Но необходимо определить и критерии, по которым "документ» (объект социальной реальности) может поменять статус на «произведение искусства».