В статье исследуется нормативное понятие и содержание "зеленой" экономики на мировом (ООН), межгосударственном/наднациональном (Евразийский экономический союз), российском федеральном и региональном (на примере Республики Татарстан) уровнях. Определение "зеленой" экономики закреплено только на мировом и российском региональном уровнях. На российском федеральном уровне отсутствует легальное определение понятия "зеленая" экономика", однако фактически ему соответствуют нормативные требования о рациональном природопользовании. Содержание "зеленой" экономики на всех уровнях, помимо углеродного регулирования, включает множество видов деятельности и направлений. Выявлено, что мировая концепция "зеленого роста" является более узкой по отношению к мировой концепции "зеленой" экономики, которая, кроме экономической и экологической, охватывает и социальную составляющую. На примере Шри-Ланки показано, что в условиях пандемии и сложившихся условий поставок энергоносителей вводить в национальное законодательство правовые нормы о переходе к "зеленой" экономике, включая запреты, следует постепенно. Принимая во внимание отсутствие на наднациональном, российском федеральном уровнях принципов, определения, содержания, критериев «зеленой» экономики, общие положения о ней могут быть закреплены в региональных нормативных правовых актах. В Экологическом кодексе Республики Татарстан целесообразно предусмотреть самостоятельный раздел, посвященный "зеленой" экономике, учитывающий в том числе региональные особенности, климат, рельеф, специфику природных ресурсов. Согласно документам стратегического планирования в Республике Татарстан переход к "зеленой" экономике преимущественно осуществляется в направлении достижения углеродной нейтральности, которая обеспечивается в том числе продвижением циркулярной экономики.
Original languageRussian
Pages (from-to)16-22
JournalЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Issue number6
DOIs
StatePublished - 2022

ID: 108746093