Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии. / Должиков, Алексей Вячеславович.
In: СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ, Vol. 29, No. 6, 2020, p. 51-86.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Уже пора умом Россию понимать? Требование пригодности в конституционном правосудии
AU - Должиков, Алексей Вячеславович
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В данной статье автор анализирует применение требования пригодности в конституционном правосудии. В работе выдвигается аргумент о том, что по сравнению с философскими по своей сути категориями разумности и рациональности этот элемент принципа соразмерности имеет практическую ценность в судебном контроле законодательства. Государство должно отвечать минимальным характеристикам совещательной демократии, чтобы суды могли использовать доктрину разумности. Среди этих характеристик признание многообразия идеологий, реальная конкуренция политических партий и иных групп, серьёзное отношение в обществе к дискуссии и другие. Высшие суды, даже в странах с устоявшимися демократическими традициями, обычно используют приём самоограничения в оценке разумности законов. В нелиберальных и популистских режимах в силу унификации общественного дискурса и имитации демократических институтов сама постановка вопроса о разумности решений большинства может быть опасной. Аргумент об абсурдности решений представительных органов власти является сравнительно редким для практики Конституционного Суда РФ и встречается в особых мнениях конституционных судей. Для российского конституционного правосудия в связи с недавним законодательным запретом на обнародования этих мнений доводы ad absurdum приобретают скорее теоретическое значение. Более того, критика разумности законодательства способна сейчас создать дополнительные препятствия для непростого диалога Конституционного Суда РФ с парламентом и иными «политическими» органами. Альтернативой критического осмысления неразумности парламентских решений в конституционном правосудии служит заимствование экономической методологии и отдельных принципов законодательной политики. Автор выдвигает тезис о влиянии принципов научной обоснованности, прогнозирования, системности на оценку способности законодательных средств достигать публичных целей. Требование пригодности имеет прикладное значение в вопросах дискриминации. Так, если неравное обращение затрагивает основополагающие права действительно уязвимых социальных групп, конституционные судьи способны повышать интенсивность судебного контроля неразумных законов.
AB - В данной статье автор анализирует применение требования пригодности в конституционном правосудии. В работе выдвигается аргумент о том, что по сравнению с философскими по своей сути категориями разумности и рациональности этот элемент принципа соразмерности имеет практическую ценность в судебном контроле законодательства. Государство должно отвечать минимальным характеристикам совещательной демократии, чтобы суды могли использовать доктрину разумности. Среди этих характеристик признание многообразия идеологий, реальная конкуренция политических партий и иных групп, серьёзное отношение в обществе к дискуссии и другие. Высшие суды, даже в странах с устоявшимися демократическими традициями, обычно используют приём самоограничения в оценке разумности законов. В нелиберальных и популистских режимах в силу унификации общественного дискурса и имитации демократических институтов сама постановка вопроса о разумности решений большинства может быть опасной. Аргумент об абсурдности решений представительных органов власти является сравнительно редким для практики Конституционного Суда РФ и встречается в особых мнениях конституционных судей. Для российского конституционного правосудия в связи с недавним законодательным запретом на обнародования этих мнений доводы ad absurdum приобретают скорее теоретическое значение. Более того, критика разумности законодательства способна сейчас создать дополнительные препятствия для непростого диалога Конституционного Суда РФ с парламентом и иными «политическими» органами. Альтернативой критического осмысления неразумности парламентских решений в конституционном правосудии служит заимствование экономической методологии и отдельных принципов законодательной политики. Автор выдвигает тезис о влиянии принципов научной обоснованности, прогнозирования, системности на оценку способности законодательных средств достигать публичных целей. Требование пригодности имеет прикладное значение в вопросах дискриминации. Так, если неравное обращение затрагивает основополагающие права действительно уязвимых социальных групп, конституционные судьи способны повышать интенсивность судебного контроля неразумных законов.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44447649
U2 - 10.21128/1812-7126-2020-6-79-114
DO - 10.21128/1812-7126-2020-6-79-114
M3 - статья
VL - 29
SP - 51
EP - 86
JO - СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
JF - СРАВНИТЕЛЬНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБОЗРЕНИЕ
SN - 1812-7126
IS - 6
ER -
ID: 71754141