Междисциплинарное исследование ориентировано на комплексное изучение внутренних и внешних ресурсов сохранения психического (психологического) здоровья у детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с наличием тяжелого ортопедического заболевания и необходимостью сложного восстановительного лечения. На материале этого исследования ставятся фундаментальные научные проблемы о запасе прочности функционирования и психического развития личности в осложненных условиях, что может расширить представления об адаптационно–компенсаторных механизмах психики в целом. В исследовании охвачен широкий контингент детей и подростков с врожденными или приобретенными ортопедическими заболеваниями. Исследование психологического здоровья детей осуществляется с позиций ситуационного подхода с учетом клинических и демографических характеристик. На первом этапе исследовательской работы изучались характеристики психологического здоровья в контексте жизненной ситуации, детей и подростков, страдающих врожденными и приобретенными ортопедическими заболеваниями. Выявлены общие и специфические параметры психологического здоровья: выраженность симптомов ПТС, особенности самооценок психосоциального статуса, поведенческих девиаций, детей и подростков с различными формами ортопедических заболеваний в контексте субъективных и объективных факторов жизненной ситуации, связанных с необходимостью сложного восстановительного лечения.