Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Проблема оценки эквивалентности компьютерных и традиционных версий психодиагностических методик. / Гнедых, Дарья Сергеевна.
In: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Vol. 17, No. 1, 2020, p. 44-59.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Проблема оценки эквивалентности компьютерных и традиционных версий психодиагностических методик
AU - Гнедых, Дарья Сергеевна
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье рассматриваются теоретико-методологические основания доказательства эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Представлен анализ исследований психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов, продемонстрирована противоречивость точек зрения в подходах к проверке эквивалентности двух форм методик. Научная новизна заключается в попытке структурирования основных проблем, возникающих в процессе установления эквивалентности компьютерной и бумажной версий методик, а также поиске путей и способов их преодоления. Поднимается вопрос о минимальном, но достаточном наборе математико-статистических методов проверки двух форм на эквивалентность. Теоретическое обоснование. Приведены основные проблемы, связанные с оценкой эквивалентности компьютерной и традиционной форм теста: уровень общекультурной и информационной компетентности респондентов, тревожность, социальное окружение, мотивация к проведению тестирования, сложность в организации одинаковых условий при заполнении компьютерных и «бланковых» форм методик (Д. Н. Бабанин, Y. P. Chua, М. Russell, P. Květon и др.). В качестве методов оценки эквивалентности двух форм теста исследователи чаще всего выбирают: сравнение основных статистических показателей (средних значений, дисперсий и др.), проверку конструктной валидности и надежности компьютерной версии психодиагностической методики. Результаты и их обсуждение. В результате анализа методологии исследований, посвященных оценке эквивалентности компьютерных и традиционных форм тестов, было выявлено разнообразие подходов: к применению математико-статистических методов для проверки психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов; к выбору дизайна исследования; по отношению к учету специфики ситуации компьютерной психодиагностики. Делается вывод о необходимости формулировки конкретных и структурированных требований к процедуре проверки эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Предложены рекомендации касательно основных разделов, которые должны войти в данные требования: организация эмпирического исследования, математико-статистические методы, контроль факторов, специфичных для компьютерной психодиагностики и способных оказать влияние на результаты оценки эквивалентности.
AB - В статье рассматриваются теоретико-методологические основания доказательства эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Представлен анализ исследований психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов, продемонстрирована противоречивость точек зрения в подходах к проверке эквивалентности двух форм методик. Научная новизна заключается в попытке структурирования основных проблем, возникающих в процессе установления эквивалентности компьютерной и бумажной версий методик, а также поиске путей и способов их преодоления. Поднимается вопрос о минимальном, но достаточном наборе математико-статистических методов проверки двух форм на эквивалентность. Теоретическое обоснование. Приведены основные проблемы, связанные с оценкой эквивалентности компьютерной и традиционной форм теста: уровень общекультурной и информационной компетентности респондентов, тревожность, социальное окружение, мотивация к проведению тестирования, сложность в организации одинаковых условий при заполнении компьютерных и «бланковых» форм методик (Д. Н. Бабанин, Y. P. Chua, М. Russell, P. Květon и др.). В качестве методов оценки эквивалентности двух форм теста исследователи чаще всего выбирают: сравнение основных статистических показателей (средних значений, дисперсий и др.), проверку конструктной валидности и надежности компьютерной версии психодиагностической методики. Результаты и их обсуждение. В результате анализа методологии исследований, посвященных оценке эквивалентности компьютерных и традиционных форм тестов, было выявлено разнообразие подходов: к применению математико-статистических методов для проверки психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов; к выбору дизайна исследования; по отношению к учету специфики ситуации компьютерной психодиагностики. Делается вывод о необходимости формулировки конкретных и структурированных требований к процедуре проверки эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Предложены рекомендации касательно основных разделов, которые должны войти в данные требования: организация эмпирического исследования, математико-статистические методы, контроль факторов, специфичных для компьютерной психодиагностики и способных оказать влияние на результаты оценки эквивалентности.
KW - ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
KW - ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
KW - ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ТЕСТОВ
KW - математико-статистические методы
KW - КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ТЕСТОВ
KW - КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
KW - КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
KW - методология исследования
KW - валидность
KW - НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42932937
U2 - 10.21702/rpj.2020.1.4
DO - 10.21702/rpj.2020.1.4
M3 - статья
VL - 17
SP - 44
EP - 59
JO - Russian Psychological Journal
JF - Russian Psychological Journal
SN - 1812-1853
IS - 1
ER -
ID: 53422666