Standard

Проблема оценки эквивалентности компьютерных и традиционных версий психодиагностических методик. / Гнедых, Дарья Сергеевна.

In: РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, Vol. 17, No. 1, 2020, p. 44-59.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{95f179e2b9a0470685f3004df510db25,
title = "Проблема оценки эквивалентности компьютерных и традиционных версий психодиагностических методик",
abstract = "В статье рассматриваются теоретико-методологические основания доказательства эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Представлен анализ исследований психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов, продемонстрирована противоречивость точек зрения в подходах к проверке эквивалентности двух форм методик. Научная новизна заключается в попытке структурирования основных проблем, возникающих в процессе установления эквивалентности компьютерной и бумажной версий методик, а также поиске путей и способов их преодоления. Поднимается вопрос о минимальном, но достаточном наборе математико-статистических методов проверки двух форм на эквивалентность. Теоретическое обоснование. Приведены основные проблемы, связанные с оценкой эквивалентности компьютерной и традиционной форм теста: уровень общекультурной и информационной компетентности респондентов, тревожность, социальное окружение, мотивация к проведению тестирования, сложность в организации одинаковых условий при заполнении компьютерных и «бланковых» форм методик (Д. Н. Бабанин, Y. P. Chua, М. Russell, P. Kv{\v e}ton и др.). В качестве методов оценки эквивалентности двух форм теста исследователи чаще всего выбирают: сравнение основных статистических показателей (средних значений, дисперсий и др.), проверку конструктной валидности и надежности компьютерной версии психодиагностической методики. Результаты и их обсуждение. В результате анализа методологии исследований, посвященных оценке эквивалентности компьютерных и традиционных форм тестов, было выявлено разнообразие подходов: к применению математико-статистических методов для проверки психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов; к выбору дизайна исследования; по отношению к учету специфики ситуации компьютерной психодиагностики. Делается вывод о необходимости формулировки конкретных и структурированных требований к процедуре проверки эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Предложены рекомендации касательно основных разделов, которые должны войти в данные требования: организация эмпирического исследования, математико-статистические методы, контроль факторов, специфичных для компьютерной психодиагностики и способных оказать влияние на результаты оценки эквивалентности.",
keywords = "ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ТЕСТОВ, математико-статистические методы, КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ТЕСТОВ, КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА, методология исследования, валидность, НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА",
author = "Гнедых, {Дарья Сергеевна}",
year = "2020",
doi = "10.21702/rpj.2020.1.4",
language = "русский",
volume = "17",
pages = "44--59",
journal = "Russian Psychological Journal",
issn = "1812-1853",
publisher = "Кредо",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Проблема оценки эквивалентности компьютерных и традиционных версий психодиагностических методик

AU - Гнедых, Дарья Сергеевна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - В статье рассматриваются теоретико-методологические основания доказательства эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Представлен анализ исследований психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов, продемонстрирована противоречивость точек зрения в подходах к проверке эквивалентности двух форм методик. Научная новизна заключается в попытке структурирования основных проблем, возникающих в процессе установления эквивалентности компьютерной и бумажной версий методик, а также поиске путей и способов их преодоления. Поднимается вопрос о минимальном, но достаточном наборе математико-статистических методов проверки двух форм на эквивалентность. Теоретическое обоснование. Приведены основные проблемы, связанные с оценкой эквивалентности компьютерной и традиционной форм теста: уровень общекультурной и информационной компетентности респондентов, тревожность, социальное окружение, мотивация к проведению тестирования, сложность в организации одинаковых условий при заполнении компьютерных и «бланковых» форм методик (Д. Н. Бабанин, Y. P. Chua, М. Russell, P. Květon и др.). В качестве методов оценки эквивалентности двух форм теста исследователи чаще всего выбирают: сравнение основных статистических показателей (средних значений, дисперсий и др.), проверку конструктной валидности и надежности компьютерной версии психодиагностической методики. Результаты и их обсуждение. В результате анализа методологии исследований, посвященных оценке эквивалентности компьютерных и традиционных форм тестов, было выявлено разнообразие подходов: к применению математико-статистических методов для проверки психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов; к выбору дизайна исследования; по отношению к учету специфики ситуации компьютерной психодиагностики. Делается вывод о необходимости формулировки конкретных и структурированных требований к процедуре проверки эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Предложены рекомендации касательно основных разделов, которые должны войти в данные требования: организация эмпирического исследования, математико-статистические методы, контроль факторов, специфичных для компьютерной психодиагностики и способных оказать влияние на результаты оценки эквивалентности.

AB - В статье рассматриваются теоретико-методологические основания доказательства эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Представлен анализ исследований психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов, продемонстрирована противоречивость точек зрения в подходах к проверке эквивалентности двух форм методик. Научная новизна заключается в попытке структурирования основных проблем, возникающих в процессе установления эквивалентности компьютерной и бумажной версий методик, а также поиске путей и способов их преодоления. Поднимается вопрос о минимальном, но достаточном наборе математико-статистических методов проверки двух форм на эквивалентность. Теоретическое обоснование. Приведены основные проблемы, связанные с оценкой эквивалентности компьютерной и традиционной форм теста: уровень общекультурной и информационной компетентности респондентов, тревожность, социальное окружение, мотивация к проведению тестирования, сложность в организации одинаковых условий при заполнении компьютерных и «бланковых» форм методик (Д. Н. Бабанин, Y. P. Chua, М. Russell, P. Květon и др.). В качестве методов оценки эквивалентности двух форм теста исследователи чаще всего выбирают: сравнение основных статистических показателей (средних значений, дисперсий и др.), проверку конструктной валидности и надежности компьютерной версии психодиагностической методики. Результаты и их обсуждение. В результате анализа методологии исследований, посвященных оценке эквивалентности компьютерных и традиционных форм тестов, было выявлено разнообразие подходов: к применению математико-статистических методов для проверки психометрических показателей компьютерных версий традиционных тестов; к выбору дизайна исследования; по отношению к учету специфики ситуации компьютерной психодиагностики. Делается вывод о необходимости формулировки конкретных и структурированных требований к процедуре проверки эквивалентности компьютерной и традиционной форм психодиагностических методик. Предложены рекомендации касательно основных разделов, которые должны войти в данные требования: организация эмпирического исследования, математико-статистические методы, контроль факторов, специфичных для компьютерной психодиагностики и способных оказать влияние на результаты оценки эквивалентности.

KW - ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

KW - ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

KW - ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ТЕСТОВ

KW - математико-статистические методы

KW - КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ТЕСТОВ

KW - КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

KW - КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

KW - методология исследования

KW - валидность

KW - НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42932937

U2 - 10.21702/rpj.2020.1.4

DO - 10.21702/rpj.2020.1.4

M3 - статья

VL - 17

SP - 44

EP - 59

JO - Russian Psychological Journal

JF - Russian Psychological Journal

SN - 1812-1853

IS - 1

ER -

ID: 53422666