Актуальность. В интересах формирования конструктивных способов преодоления многообразных стрессов в повседневной жизни подростков, необходимо изучать копинг-поведение разных этнических групп, а также факты влияния региона проживания и этнической принадлежности на формирование и проявление совладающего со стрессом поведения. Подобные исследования способствуют лучшему пониманию целостного функционирования личности подростка как субъекту межэтнического взаимодействия.
Цель. Изучение влияния этнической принадлежности и региона проживания на копинг-поведение подростков.
Выборка. В исследовании приняли участие 306 учащихся 6 -11-х классов школ г. Владикавказ и г. Санкт-Петербург (Российская Федерация).
Методы. Использовались методики: «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS), «Опросник совладания со стрессом» (COPE), Авторская анкета социально-демографических характеристик. Статистическая обработка данных выполнялась с использованием статистического пакета «IBM SPSS v 21», «Statistics for windows v 10» с применением двухфакторного дисперсионного анализа.
Результаты. Определено влияние этнической принадлежности на эмоционально-ориентированный копинг (р<0.05), который проявляется в концентрации на эмоциях, обращении к религии, юморе. Определено влияние региона проживания на проблемно-ориентированный копинг (р<0.05), который проявляется в использовании инструментальной и эмоциональной социальной поддержки и активном совладании.
Выводы. Полученные результаты позволили выявить, что подростки, принадлежащие разным культурам, но имеющие один и тот же этнический статус, пользуются как схожими, так и различными способами борьбы со стрессом. На выбор копинг-поведения подростков влияние оказывает как этническая принадлежность, так и социокультурная среда проживания.
Практическое применение результатов. Основные результаты и выводы настоящего исследования можно использовать в качестве основы психологического сопровождения и консультирования подростков, а также при разработке учебных программ по возрастной, педагогической этнической, кросс-культурной психологии, психологии развития, психологии стресса, психологии межнациональных отношений и психологии совладающего поведения.
Original languageRussian
JournalВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 14: ПСИХОЛОГИЯ
StateSubmitted - 24 Jun 2024

    Scopus subject areas

  • Social Psychology
  • Social Sciences (miscellaneous)

ID: 121651016