Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
ИСТОРИЗМ / АИСТОРИЗМ: «РОДОВОЙ» КОНФЛИКТ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ. / Соколов, Борис Георгиевич.
In: КОНФЛИКТОЛОГИЯ, No. 16 (4), 2021, p. 83–98.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ИСТОРИЗМ / АИСТОРИЗМ: «РОДОВОЙ» КОНФЛИКТ НОВОЕВРОПЕЙСКОГО СОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
AU - Соколов, Борис Георгиевич
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Современные баталии за интерпретацию истории или за ее упразднение (Фр. Фукуяма) фундированы в самом типаже новоевропейского сознания. Данный тип сознаниявыстраивает историю исходя из изначального, «родового» конфликта, парадоксальности этого типа сознания, совмещающей историзм и аисторизм. В статье рассматривается не только несколько примеров одновременного сосуществования аисторизма и историзмав современности, но и рассматривается два примера из истории новоевропейской мысли, помогающие понять все запутанность «романа» историзма и аисторизма в новоевропейской культуре. Первый сюжет связан с разделением единого знания на гуманитарное и естественнонаучное знание, что вызывает различные тенденции относительно понимания историчности или аисторичности. Точное естествознание, использующее матезис, вызывает по преимуществу аисторизм, тогда как гуманитарное знание — это домен историзма как такового. Второй сюжет связан с философией Гегеля, в которой опора на эйдетику имеетследствием не крен в сторону аисторизма, а наоборот, к тотализации историзма. Это связано с переосмыслением эйдетического пространства, представляющего у Гегеля не царство метафизических, неизменных констант, но живое диалектическое пространство
AB - Современные баталии за интерпретацию истории или за ее упразднение (Фр. Фукуяма) фундированы в самом типаже новоевропейского сознания. Данный тип сознаниявыстраивает историю исходя из изначального, «родового» конфликта, парадоксальности этого типа сознания, совмещающей историзм и аисторизм. В статье рассматривается не только несколько примеров одновременного сосуществования аисторизма и историзмав современности, но и рассматривается два примера из истории новоевропейской мысли, помогающие понять все запутанность «романа» историзма и аисторизма в новоевропейской культуре. Первый сюжет связан с разделением единого знания на гуманитарное и естественнонаучное знание, что вызывает различные тенденции относительно понимания историчности или аисторичности. Точное естествознание, использующее матезис, вызывает по преимуществу аисторизм, тогда как гуманитарное знание — это домен историзма как такового. Второй сюжет связан с философией Гегеля, в которой опора на эйдетику имеетследствием не крен в сторону аисторизма, а наоборот, к тотализации историзма. Это связано с переосмыслением эйдетического пространства, представляющего у Гегеля не царство метафизических, неизменных констант, но живое диалектическое пространство
KW - историзм
KW - АИСТОРИЗМ
KW - НОВОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
KW - Гегель
KW - Риккерт
KW - КОНФЛИКТНОСТЬ СОЗНАНИЯ
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47882048
M3 - статья
SP - 83
EP - 98
JO - КОНФЛИКТОЛОГИЯ
JF - КОНФЛИКТОЛОГИЯ
SN - 1818-1198
IS - 16 (4)
ER -
ID: 91658854