В статье раскрывается методологический и организационный замысел исследования, целью которого является изучение личности современного российского учителя. Авторы, основываясь на идеях экзистенциальной психологии, позитивных подходах к оценке личностного роста, предлагают модель структурированного интервью учителя в сочетании с наблюдением. В процессе исследования изучается позиция учителя по отношению к парным категориям: уверенность-неуверенность, свобода-страх, гармония-кризис, субъективные смыслы педагогической деятельности. Главные выводы статьи касаются методики наблюдения, которая позволяет существенно расширить возможности интервью, в первую очередь, за счет «считывания» невербальных реакций, степень открытости и доверия в диалоге. Кроме того, в ответах учителей на сложные смысловые вопросы наблюдается значительная дисперсия качества ответов, оценочных суждений и аргументов, причем, в независимости от схожих профессионально-личностных характеристик (стаж, категория, предмет, тип школы и т.п.). Основным