Standard

Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции. / Сидоров, Виктор Александрович.

In: ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, Vol. 19, No. 4, 12.2024, p. 120-131.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Сидоров, ВА 2024, 'Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции', ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, vol. 19, no. 4, pp. 120-131. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2024-19-4-120-131

APA

Vancouver

Author

Сидоров, Виктор Александрович. / Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции. In: ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2024 ; Vol. 19, No. 4. pp. 120-131.

BibTeX

@article{81778999509d44e892e21cb1bdcd9806,
title = "Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции",
abstract = "В исследовании рассматривается вопрос актуализации фактов исторической памяти как формы медиапамяти в современном медиадискурсе, выясняется ее место и роль в пропаганде, в данном случае понимаемой как распространение знаний и формирование научного мировоззрения. Историческая память изучается через ее проявления в дискурсе (де-факто официальный медиадискурс) о Специальной военной операции (СВО) на примере программы «Время» (1-й канал телевидения) за первые 10 месяцев проведения СВО. Разработка модели актуализации медиапамяти в контексте новостей выступает как целью исследования, так и определяет его новизну. Применяемая методология комплексна – используются методы как первичного, так и вторичного анализа информации. Для этого проводится контент-анализ передач программы «Время», организуется фокус-группа, отбирается массив социологических данных из открытых источников ВЦИОМ. В итоге получены данные, позволившие установить, что способы обращения к фактам памяти о Великой Отечественной войне в исследуемом нарративе идентичны известным подходам к организации медиапропаганды, что на создание исторической памяти влияют как объективно действующие факторы медиасоциума, так и субъективированные – усилия политических акторов на установление в общественном сознании модели медиапамяти, соответствующей текущей политической ситуации: выбираются локус истории, на который направляется внимание аудитории, и набор утверждаемых ценностных суждений о прошлом в связи с актуальным настоящим. Так что события СВО воспринимаются через призму героического прошлого, приобретают сакральность, а попытки их принижения выглядят как подрыв ценностного строя общества. Интенция подкрепляется оптимизмом общего настроя передач, в которых рассказывается об успешном преодолении Россией возникших под влиянием западных санкций трудностей в народно-хозяйственной и финансовой сферах. ",
keywords = "историческая память, медиапамять, медиасоциум, аудитория, пропаганда, ценности",
author = "Сидоров, {Виктор Александрович}",
note = "Сидоров В. А. Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции // Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 4. С. 120-131.",
year = "2024",
month = dec,
doi = "10.21209/1996-7853-2024-19-4-120-131",
language = "русский",
volume = "19",
pages = "120--131",
journal = "ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР",
issn = "1996-7853",
publisher = "Забайкальский государственный университет",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции

AU - Сидоров, Виктор Александрович

N1 - Сидоров В. А. Историческая память в медиадискурсе о Специальной военной операции // Гуманитарный вектор. 2024. Т. 19, № 4. С. 120-131.

PY - 2024/12

Y1 - 2024/12

N2 - В исследовании рассматривается вопрос актуализации фактов исторической памяти как формы медиапамяти в современном медиадискурсе, выясняется ее место и роль в пропаганде, в данном случае понимаемой как распространение знаний и формирование научного мировоззрения. Историческая память изучается через ее проявления в дискурсе (де-факто официальный медиадискурс) о Специальной военной операции (СВО) на примере программы «Время» (1-й канал телевидения) за первые 10 месяцев проведения СВО. Разработка модели актуализации медиапамяти в контексте новостей выступает как целью исследования, так и определяет его новизну. Применяемая методология комплексна – используются методы как первичного, так и вторичного анализа информации. Для этого проводится контент-анализ передач программы «Время», организуется фокус-группа, отбирается массив социологических данных из открытых источников ВЦИОМ. В итоге получены данные, позволившие установить, что способы обращения к фактам памяти о Великой Отечественной войне в исследуемом нарративе идентичны известным подходам к организации медиапропаганды, что на создание исторической памяти влияют как объективно действующие факторы медиасоциума, так и субъективированные – усилия политических акторов на установление в общественном сознании модели медиапамяти, соответствующей текущей политической ситуации: выбираются локус истории, на который направляется внимание аудитории, и набор утверждаемых ценностных суждений о прошлом в связи с актуальным настоящим. Так что события СВО воспринимаются через призму героического прошлого, приобретают сакральность, а попытки их принижения выглядят как подрыв ценностного строя общества. Интенция подкрепляется оптимизмом общего настроя передач, в которых рассказывается об успешном преодолении Россией возникших под влиянием западных санкций трудностей в народно-хозяйственной и финансовой сферах.

AB - В исследовании рассматривается вопрос актуализации фактов исторической памяти как формы медиапамяти в современном медиадискурсе, выясняется ее место и роль в пропаганде, в данном случае понимаемой как распространение знаний и формирование научного мировоззрения. Историческая память изучается через ее проявления в дискурсе (де-факто официальный медиадискурс) о Специальной военной операции (СВО) на примере программы «Время» (1-й канал телевидения) за первые 10 месяцев проведения СВО. Разработка модели актуализации медиапамяти в контексте новостей выступает как целью исследования, так и определяет его новизну. Применяемая методология комплексна – используются методы как первичного, так и вторичного анализа информации. Для этого проводится контент-анализ передач программы «Время», организуется фокус-группа, отбирается массив социологических данных из открытых источников ВЦИОМ. В итоге получены данные, позволившие установить, что способы обращения к фактам памяти о Великой Отечественной войне в исследуемом нарративе идентичны известным подходам к организации медиапропаганды, что на создание исторической памяти влияют как объективно действующие факторы медиасоциума, так и субъективированные – усилия политических акторов на установление в общественном сознании модели медиапамяти, соответствующей текущей политической ситуации: выбираются локус истории, на который направляется внимание аудитории, и набор утверждаемых ценностных суждений о прошлом в связи с актуальным настоящим. Так что события СВО воспринимаются через призму героического прошлого, приобретают сакральность, а попытки их принижения выглядят как подрыв ценностного строя общества. Интенция подкрепляется оптимизмом общего настроя передач, в которых рассказывается об успешном преодолении Россией возникших под влиянием западных санкций трудностей в народно-хозяйственной и финансовой сферах.

KW - историческая память, медиапамять, медиасоциум, аудитория, пропаганда, ценности

U2 - 10.21209/1996-7853-2024-19-4-120-131

DO - 10.21209/1996-7853-2024-19-4-120-131

M3 - статья

VL - 19

SP - 120

EP - 131

JO - ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР

JF - ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР

SN - 1996-7853

IS - 4

ER -

ID: 128643382