Настоящее исследование представляет собой системный анализ национального правового регулирования водных ресурсов стран бассейна Тигра и Евфрата: Турции, Сирии и Ирака, образующих единое политико-географическое субрегиональное пространство. В контексте настоящей работы мы констатируем генезисно-правовую особенность законодательств стран Ближнего Востока с той оговоркой, что на их становление на современном этапе развития значительно повлияли правовые школы Великобритании и Франции. Тем не менее безусловны и связи с турецкой системой, так как, с одной стороны, базисом является османское наследие, а с другой — общемусульманская правовая традиция, что мы учитывали при анализе соответствующих актов. Подводя итог, мы можем сказать, что Турция в отличие от Ирака и Сирии также создала постоянно обновляемую и дополняемую законодательную базу, регулирующую водную сферу; значительно повышающую уровень эффективности систем на местах при управлении из единого центра, что в немалой степени стало возможным благодаря заимствованию западноевропейских практик. В отличие от Турецкой Республики основной вектор национальной водной политики Сирии и Ирака был направлен не на строительство высотных плотин и гидроэлектростанций, а на покрытие основных нужд населения и сельского хозяйства в пресной воде. Мы констатируем, что важной проблемой институционально-правового регулирования водных ресурсов Сирии и Ирака является отсутствие всеобъемлющего национального водного законодательства: вопрос регулирования водных ресурсов в рамках сирийского и иракского национального правового поля не столь развит, как мы отмечали в аналогичном турецком случае.