Цель. Начинать воспитывать и обучать бережному отношению к природным богатствам, экономному использованию природных ресурсов следует еще с дошкольного возраста. Для этого необходима четкая нормативная правовая база, где должны закрепляться правовые средства, способствующие экологическому образованию дошкольников. Провести анализ правовых основ развития у дошкольников представления о рациональном природопользовании. Методология. Диалектический метод, позволивший познать в неразрывном единстве и в общей связанности сущность правовых основ дошкольного воспитания и обучения рациональному природопользованию. Логические приемы в виде анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, аналогии и типологии. Формально-юридический прием позволил уяснить суть и значимость правовых норм, направленных на развитие у дошкольников представления о рациональном природопользовании. С помощью системно-структурного метода выявлена необходимость детализации правового регулирования дошкольного образования в области рационального природопользования. Межотраслевой метод юридических исследований использован для раскрытия недостаточности правовых стимулов в механизме правого воздействия на рассматриваемые общественные отношения. Выводы. В российском законодательстве закреплена лишь часть возможностей по развитию у дошкольников представления о рациональном природопользовании. К ним относится: (1) возможность вводить экологическую составляющую в образовательные программы дошкольного образования; (2) возможность осуществления образовательной программы дошкольного образования в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности и других средств экологического воспитания и обучения дошкольников. В то же время в нормативных правовых актах не указывается, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать формирование общего представления о рациональном природопользовании, о бережном отношении к окружающей среде. Предлагается нормативно установить обязательность экологического воспитания и обучения дошкольников, включая область рационального природопользования. Научная и практическая значимость. Впервые проведен анализ правовых основ развития у дошкольников представления о рациональном природопользовании. Автором внесен вклад как в науку образовательного права, так и в науку экологического права. Данное исследование позволяет дополнить и усовершенствовать существующее российское законодательство об образовании в части детализации нормативно-правового регулирования экологического воспитания и обучения дошкольников. Выводы настоящего исследования могут быть использованы при создании нормативно-правовых актов, направленных на правовое стимулирование дошкольных образовательных учреждений для активизации внедрения в образовательные программы дошкольного образования общего представления о рациональном природопользовании и о бережном отношении к окружающей среде. Полученные результаты также могут применяться в учебном процессе при подготовке учителей права.