Ментальный фактор в интеграции эмоций и коммуникации подростков. / Посохова, Светлана Тимофеевна; Изотова (Пыжова) , Маргарита Хаджумаровна.
In: Психология человека в образовании, Vol. 1, No. 3, 2019, p. 266-275.Research output: Contribution to journal › Article
}
TY - JOUR
T1 - Ментальный фактор в интеграции эмоций и коммуникации подростков
AU - Посохова, Светлана Тимофеевна
AU - Изотова (Пыжова) , Маргарита Хаджумаровна
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Рассмотрены особенности интеграции эмоциональной и коммуникативной сфер, важных для понимания целостности психической организации человека. Эмоциональная сфера охарактеризована способностью к дифференциации эмоций человека, тревогой и страхами, эмоциональными барьерами в общении и общим психофизиологическим напряжением. Коммуникативная сфера определена агрессией, создающей барьеры к сближению подростков с окружающими людьми, и эмпатией, расширяющей возможности сближения. Представлены результаты исследования, в котором участвовали подростки в возрасте 12-13 лет с ментальными нарушениями (99 человек) и сохранным интеллектом (94 человека). Все подростки дали добровольное согласие на участие в исследовании. Использовался комплекс методик для определения особенностей эмоциональной сферы и коммуникаций в подростковом возрасте. Некоторые методики были модифицированы с учетом ментальных ограничений подростков, проводились индивидуально. Ментальные нарушения в форме легкой степени умственной отсталости обусловливают устойчивость внутренней интеграции эмоциональной и коммуникативной сферы. Тесные взаимосвязи между сферами повышают психологическую уязвимость подростков с легкой степенью умственной отсталости, выражающуюся в низкой точности дифференциации эмоций человека, в склонности воспринимать многие стороны окружающего мира в виде угрозы, в эмоциональных барьерах в общении и общем психофизиологическом напряжении, в недостаточной регуляции агрессивных тенденций и трудностях проявления эмпатических способностей. Дисбаланс внутри эмоциональной сферы и напряжение эмоциональных процессов сочетаются с трудностями коммуникации этих подростков, создают условия для неконтролируемой агрессии, затрудняют ориентацию в выражении эмпатии. Интегративный подход открывает новые возможности для коррекции эмоций и коммуникации при ментальных нарушениях и в целом для инклюзивного взаимодействия.
AB - Рассмотрены особенности интеграции эмоциональной и коммуникативной сфер, важных для понимания целостности психической организации человека. Эмоциональная сфера охарактеризована способностью к дифференциации эмоций человека, тревогой и страхами, эмоциональными барьерами в общении и общим психофизиологическим напряжением. Коммуникативная сфера определена агрессией, создающей барьеры к сближению подростков с окружающими людьми, и эмпатией, расширяющей возможности сближения. Представлены результаты исследования, в котором участвовали подростки в возрасте 12-13 лет с ментальными нарушениями (99 человек) и сохранным интеллектом (94 человека). Все подростки дали добровольное согласие на участие в исследовании. Использовался комплекс методик для определения особенностей эмоциональной сферы и коммуникаций в подростковом возрасте. Некоторые методики были модифицированы с учетом ментальных ограничений подростков, проводились индивидуально. Ментальные нарушения в форме легкой степени умственной отсталости обусловливают устойчивость внутренней интеграции эмоциональной и коммуникативной сферы. Тесные взаимосвязи между сферами повышают психологическую уязвимость подростков с легкой степенью умственной отсталости, выражающуюся в низкой точности дифференциации эмоций человека, в склонности воспринимать многие стороны окружающего мира в виде угрозы, в эмоциональных барьерах в общении и общем психофизиологическом напряжении, в недостаточной регуляции агрессивных тенденций и трудностях проявления эмпатических способностей. Дисбаланс внутри эмоциональной сферы и напряжение эмоциональных процессов сочетаются с трудностями коммуникации этих подростков, создают условия для неконтролируемой агрессии, затрудняют ориентацию в выражении эмпатии. Интегративный подход открывает новые возможности для коррекции эмоций и коммуникации при ментальных нарушениях и в целом для инклюзивного взаимодействия.
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42564959
M3 - статья
VL - 1
SP - 266
EP - 275
JO - Психология человека в образовании
JF - Психология человека в образовании
SN - 2686-9527
IS - 3
ER -
ID: 52547388