Целью статьи является анализ отношения Евсевия Кесарийского к явлению мученичества и мученикам первых трех веков истории христианства. Этому явлению уделено значительное внимание в «Церковной истории», к которой примыкает сочинение «О Палестинских мучениках». У Евсевия есть свой собственный взгляд на «правильное» и «неправильное» мученичество, роль этого явления в истории христианства и отношениях с Римской империей, и самое главное, на место мучеников и исповедников в Церкви. В статье показано, как Евсевий меняет акценты в рассказах о мучениках, какая система ценностей декларируется в «Церковной истории» и в какой степени она соотносится с ранними агиографическими текстами. Он не преуменьшал значение мученичества, но при этом обращал большее внимание на другие формы свидетельства о Христе — проповедь, полемику с еретиками и язычниками, литературную деятельность. Это отношение к мученичеству, переносящее акцент со смерти во имя Бога на повседневное служение и исповедание Бога своей жизнью, сближает Евсевия с александрийской традицией, отраженной в сочинениях Климента, Оригена, Петра и Афанасия. Мы полагаем, его рассказ важен не только для создания образа прошлого Церкви, но и ее настоящего и будущего. Мученики для Евсевия — важная часть прошлого христианства, а не настоящего и тем более не будущего.