Статья посвящена изучению взаимосвязей проявлений кризиса одного года, общего психического развития детей и характеристик детско-родительского эмоционального взаимодействия. В исследовании участвовали 63 человека (21 триада мать-отец-ребенок) из г. Санкт-Петербурга, возраст детей от 10 мес. до 1 года 11 мес., средний возраст – 1 год 5 мес. С помощью психодиагностических методов выявлено, что основное конструктивное новообразование кризиса после 10 мес.– появление автономной детской речи, после полутора лет усиливаются негативистские проявления. В целом кризис более выражен у детей после полутора лет. Автономная детская речь положительно коррелирует с общим уровнем психического развития. Для развития автономной детской речи и появления мотивирующих представлений у ребенка важны чувствительность матери к ребенку, ее умение воздействовать на состояние ребенка в сочетании с некоторой долей «условной любви» со стороны отцов. Меньшая чувствительность родителей к ребенку и четкая система запретов сочетаются с новооб