Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген. / Мочалова, Ирина Николаевна.
In: Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, Vol. 43, No. 4, 2025.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген
AU - Мочалова, Ирина Николаевна
PY - 2025
Y1 - 2025
N2 - В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма.
AB - В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма.
M3 - статья
VL - 43
JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология
SN - 2542-2278
IS - 4
ER -
ID: 145093437