Standard

Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген. / Мочалова, Ирина Николаевна.

In: Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, Vol. 43, No. 4, 2025.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Мочалова, ИН 2025, 'Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген', Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, vol. 43, no. 4.

APA

Мочалова, И. Н. (Accepted/In press). Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, 43(4).

Vancouver

Мочалова ИН. Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2025;43(4).

Author

Мочалова, Ирина Николаевна. / Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген. In: Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2025 ; Vol. 43, No. 4.

BibTeX

@article{411d3d51855543eb813c1f4dd3cbffb4,
title = "Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген",
abstract = "В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма. ",
author = "Мочалова, {Ирина Николаевна}",
year = "2025",
language = "русский",
volume = "43",
journal = " Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология ",
issn = "2542-2278",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Мудрец как субъект сократической пайдейи: Антисфен и Диоген

AU - Мочалова, Ирина Николаевна

PY - 2025

Y1 - 2025

N2 - В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма.

AB - В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма.

M3 - статья

VL - 43

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

SN - 2542-2278

IS - 4

ER -

ID: 145093437