В статье рассматривается формирование и развитие концептов мудрости и мудреца в архаической и классической культуре древней Греции в период с VII по IV вв. до н.э. Раскрываются причины изменения ценностных идеалов и смены культурных героев от атлета-победителя к мудрецу, обладающему уникальными и универсальными знаниями; культура атлетизма уступает культуре мудрости. Софистическое движение анализируется как выражение изменения ценностного статуса знания. Новый этап в развитии мудрости как знания приводит к профессионализации деятельности мудреца-софиста и делает его главным участником культурного строительства, формирующим новые ценностные ориентиры. К началу IV в. до н.э. софистическое движение становится массовым и демократичным, что приводит к изменению статуса мудреца в полисе, становится основанием для критики концепции мудрости как многознания, лежащей в основе утилитарной софистической пайдейи. В качестве ее альтернативы рассматривается сократическая пайдейя и ее ключевые фигуры — Сократ, Антисфен и Диоген Синопский. Понимание мудрости как этической категории и индивидуальной духовной практики как воспитательной стратегии позволяет утверждать новый идеал — это самодостаточный частный человек. Делается вывод о существовании к началу IV в. до н.э. двух конкурирующих концептов мудрости — мудрости как универсального знания, полиматии, науки (ионийские мудрецы, софисты) и мудрости как особой духовной практики (Сократ, Антисфен, Диоген). Именно в этом контексте Платон утверждает необходимость любви к мудрости и становится «изобретателем философии», такого знания-науки, которое ведет к мудрости как особой духовной практике. Для Аристотеля подлинной мудростью будет наука, мудрецов как выразителей сократической пайдеии мы во множестве встретим на культурных просторах эллинизма.
Original languageRussian
JournalВестник СПбГУ. Философия и конфликтология
Volume43
Issue number4
StateAccepted/In press - 2025

ID: 145093437