Рассмотрены особенности адаптации студентов, участвующих в международных обменах. Проанализированы основные теоретические концепции, объясняющие протекание процессов адаптации/дезадаптации к новой социокультурной среде; выделены этапы процесса адаптации визитеров; описана общетеоретическая интегративная модель кросскультурной коммуникации Ю. Кима, на основе которой был построен дизайн исследования. В эмпирическом исследовании изучались следующие показатели: адаптация к новым социокультурным условиям (методика Л. В. Янковского); социально-психологическая адаптация (методика К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого); личностные факторы: готовность к переменам (методика Родник, Хезер, Голд, Хал в адаптации Н. А. Бажанова, Г. Л. Бардиер), толерантность к неопределенности (методика С. Баднер в адаптации Г. У. Солдатова) и локус контроля (методика Дж. Роттера). Для подтверждения степени обоснованности и достоверности результатов исследования были использованы методы математико-статистической обработки данных: сравнительный анализ с использованием критерия Манна — Уитни для выявления достоверности различий между показателями в зависимости от пола респондентов; корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена для выявления взаимосвязей между показателями адаптации и личностными факторами; регрессионный анализ с целью выявления влияния личностных факторов на общий показатель адаптивности студентов...