Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Правовые запреты и ограничения в обеспечении рационального природопользования. / Лунева, Елена Викторовна.
In: Lex russica (Русский закон), Vol. 75, No. 11 (192) , 2022, p. 67-78.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Правовые запреты и ограничения в обеспечении рационального природопользования
AU - Лунева, Елена Викторовна
N1 - Лунева Е.В. Правовые запреты и ограничения в обеспечении рационального природопользования // Lex russica (Русский закон). – 2022. – Т. 75. – № 11. – С. 67-78. – DOI: 10.17803/1729- 5920.2022.192.11.067-078
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье дается общая характеристика правовых запретов и ограничений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, показывается их объективный и субъективный смысл. Определяется соотношение правовых запретов, ограничений, пределов и требований. "Природоохранные требования" определяются как правовое средство, значение которого шире, чем правовые "запреты" и "ограничения". Требования в сфере охраны окружающей среды, помимо обязательных условий и ограничений, включают в себя и иные правовые средства: 1) предписания (позитивные обязывания), 2) запреты и 3) дозволения с ограничивающими условиями. Основная цель правового регулирования при установлении запретов и ограничений в области обеспечения рационального природопользования - сдерживание деятельности хозяйствующих субъектов в рамках ассимиляционной емкости окружающей природной среды. Дополнительная цель правового регулирования - улучшение окружающей природной среды, восстановление ее нарушенного состояния, повышение устойчивости экологических систем. Общий запрет как первый уровень нормативного регулирования позволяет обеспечить неистощительное природопользование в качестве начальной стадии рационального природопользования. Правовые средства второго уровня нормативного регулирования также направлены на обеспечение использования окружающей природной среды в рамках ее ассимиляционной емкости. В то же время на втором уровне действуют правовые стимулы, которые побуждают и мотивируют природопользователей не просто исполнять обязанности, поддерживая неистощительное природопользование, а перейти к повышению устойчивости экологических систем. Третий уровень нормативного регулирования составляют запреты, направленные на повышение устойчивости экологических систем. Доказывается допустимость конкретизации в нормативных правовых актах различного уровня закрепленного в федеральном законе общего ограничения прав в сфере обеспечения рационального природопользования.
AB - В статье дается общая характеристика правовых запретов и ограничений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, показывается их объективный и субъективный смысл. Определяется соотношение правовых запретов, ограничений, пределов и требований. "Природоохранные требования" определяются как правовое средство, значение которого шире, чем правовые "запреты" и "ограничения". Требования в сфере охраны окружающей среды, помимо обязательных условий и ограничений, включают в себя и иные правовые средства: 1) предписания (позитивные обязывания), 2) запреты и 3) дозволения с ограничивающими условиями. Основная цель правового регулирования при установлении запретов и ограничений в области обеспечения рационального природопользования - сдерживание деятельности хозяйствующих субъектов в рамках ассимиляционной емкости окружающей природной среды. Дополнительная цель правового регулирования - улучшение окружающей природной среды, восстановление ее нарушенного состояния, повышение устойчивости экологических систем. Общий запрет как первый уровень нормативного регулирования позволяет обеспечить неистощительное природопользование в качестве начальной стадии рационального природопользования. Правовые средства второго уровня нормативного регулирования также направлены на обеспечение использования окружающей природной среды в рамках ее ассимиляционной емкости. В то же время на втором уровне действуют правовые стимулы, которые побуждают и мотивируют природопользователей не просто исполнять обязанности, поддерживая неистощительное природопользование, а перейти к повышению устойчивости экологических систем. Третий уровень нормативного регулирования составляют запреты, направленные на повышение устойчивости экологических систем. Доказывается допустимость конкретизации в нормативных правовых актах различного уровня закрепленного в федеральном законе общего ограничения прав в сфере обеспечения рационального природопользования.
U2 - 10.17803/1729-5920.2022.192.11.067-078
DO - 10.17803/1729-5920.2022.192.11.067-078
M3 - статья
VL - 75
SP - 67
EP - 78
JO - LEX RUSSICA: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
JF - LEX RUSSICA: НАУЧНЫЕ ТРУДЫ МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
SN - 1729-5920
IS - 11 (192)
ER -
ID: 108524874