Статья посвящена анализу проблемных аспектов радикализации религиозных догматов, причинам и
способам их распространения в сетевых медиа, исследованию влияния на аудиторию. Критический
обзор научной литературы по данной теме показал всплеск интереса сетевой аудитории к деятельности нетрадиционных религиозных движений, выявляющих их радикальные характеристики. Глобальный кризис и ситуация нестабильности ХХI в. позволили многим зарубежным религиозным эмиссарам открыто и активно заниматься пропагандой культов, которые представляют собой серьезную общественную угрозу. Авторы обращают внимание на неразработанность подходов к анализу
текстов экстремистской направленности и на необходимость применения феноменологической методологии к изучению религиозного экстремизма, стимулируемого в нередких случаях массмедиа. Основное внимание обращено на медиаэкстремизм как научную категорию. В основу исследования легли
материалы социопсихологических экспертиз, выполненных по заказу Центра экспертиз СПбГУ. Применялись методы дискурс-анализа медиатекстов и судебных психолингвистических экспертиз. Базовыми для исследования стали проповеди на сетевых ресурсах (ролики на YouTube) схиигумена Сергия,
духовника Среднеуральского женского монастыря. Выбор объекта исследования объясняется тем,
что автор проповедей («священник») своим поведением, фактически подрывной политической деятельностью и порочной националистической идеологией, нанес огромный общественный, духовный и даже государственный ущерб. Авторы пришли к выводу: псевдорелигии, транслируемые в массмедиа, превращаются в мощный инструмент манипуляции. Но даже в рамках традиционных авраамических
религий могут возникать деструктивные образования, действующие разрушительно в социальном, гуманитарном и духовном отношении. Отдельные СМИ выступают стимулятором этого процесса.
Ключевые слова: экстремистский дискурс, религия, радикализация, религиозные организации, экстремизм, сетевые медиа.