Чрезвычайные, экстраординарные ситуации, вызванные разными причинами, в том числе распространением опасных заболеваний, являются реалиями нашего времени. Они возникают внезапно, меняют ход жизни и требуют принятия особых решений, обеспечивающих защиту населения от их последствий и обеспечение упорядоченно-го функционирования общественных, в частности социально-трудовых, отношений. Сложность реагирования на эти обстоятельства затрудняется тем, что смоделиро-вать заранее содержание таких решений невозможно, прежде всего с учетом непред-виденности и непрогнозируемости характера самой чрезвычайной ситуации. Тем не менее законодательство должно содержать правила, определяющие механизм при-нятия таких решений, который обеспечивал бы соблюдение базовых прав и свобод человека в условиях чрезвычайных событий. На основе анализа действующего зако-нодательства делается вывод о его неприспособленности к оперативному реагирова-нию на подобного рода ситуации, поскольку вся система состоит из органов колле-гиального характера и предусматривает длительный период согласования принима-емых решений. Введение в эту систему субъекта, наделенного полномочиями прини-мать решения единолично, позволит добиться необходимой скорости реагирования. Таким субъектом в сложившихся в связи с пандемией коронавируса обстоятельствах стал Президент РФ, который, с одной стороны, являясь гарантом Конституции, при-зван принимать меры, направленные на обеспечение действия ее норм, с другой же стороны, обладает способностью и полномочиями принимать оперативные решения самого разного рода, как нормативные, так и управленческие, применяясь к этим экстраординарным обстоятельствам. Механизм принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах должен предусматривать либо утрату такими указами Президен-та РФ силы с прекращением этих обстоятельств, либо, если их действие выходит за временне границы подобных обстоятельств, должен быть принят в установленном для обычного периода порядке надлежащий по форме нормативный правовой акт, входящий в систему источников трудового права. Это позволит обеспечить легити-мацию такого рода чрезвычайных мер.
Original languageRussian
Pages (from-to)7-23
Number of pages16
JournalЕжегодник трудового права
Issue number11
StatePublished - 2021

    Scopus subject areas

  • Law

ID: 116161801