Предметом настоящего исследования является формальная логика в структуре высшего профессионального образования. Цель исследования заключается в анализе проблемы снижения объемов и качества преподавания формальной логики в рамках высшего профессионального обучения, особенно журналистского направления. Предпринята попытка анализа роли и значения формальной логики в структуре медийного знания от диахронии к синхронии. Показано, что формальная логика в исторической ретроспективе подвергалась определенным гонениям и притеснениям, что негативно сказывалось на уровне критического мышления выпускников вузов, их умении анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, отстаивать свои убеждения. Решение указанных проблем авторы видят в повышении статуса и социальной значимости дисциплины «формальная логика» на всех уровнях образования. К числу основных методов, используемых в настоящем исследовании, следует отнести, сравнительно-исторический и диалектический, которые позволили рассмотреть роль и значение формальной логики в различные исторические периоды с акцентом на специфичность той или иной социально-политической ситуации, а также выявить причинно-следственные связи периодического вытеснения формальной логики из образовательного процесса. Высшая школа всегда была и остается источником получения тех знаний, благодаря которым интеллектуальный уровень личности не только увеличивается в разы, но и помогает стать успешным в профессиональной деятельности. Во многом успешность обучения в вузе и профессиональной деятельности зависит от уровня развития логического мышления студентов, которое заключается в осознанном применении логических операций (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация и др.) и логических форм мышления (понятие, суждение, умозаключение) в соответствии с законами логики и в построении мыслительных действий, учитывающих эти законы. Развитие логического мышления в процессе обучения предполагает выработку у обучающихся по образовательным программам «Журналистика» следующих умений: осуществлять интерпретацию различных видов понятий, грамотно использовать ситуативные слова (понятия), четко понимать суть второй формы логического мышления – суждения, владеть логикой доказательства и опровержения во избежание затруднений при моделировании мыслительного эксперимента, оперировании гипотезами.
Правильная ссылка на статью: Олейников С.В., Граневский В.В., Никонов С.Б. Угроза интеллектуального декаданса в контексте деактуализации формальной логики // Litera. 2024. № 2. С. 130-139. DOI: 10.25136/2409-8698.2024.2.69827 EDN: IJWTIH URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69827