Реалии современного мира свидетельствуют об увеличении частоты и масштабов катастроф и несчастных случаев с большим количеством пострадавших от ожогов. В качестве пострадавших с термическими повреждениями часто оказываются дети. Тяжелым последствием термической
травмы часто является ожоговая болезнь, сопровождающаяся нарушением функций важных органов и систем организма. А в качестве отдаленных последствий наблюдаются послеожоговые изменения кожи, суставов, нарушение двигательных функций и внешности. Такие нарушения сопровождаются мощными негативными переживаниями, создают для личности пострадавшего особую социальную
ситуацию развития. Целью данного исследования является изучение переживаний травматического
характера у детей с последствиями термических повреждений. В исследовании приняли участие пациенты травматологического профиля детской хирургической клиники и их здоровые сверстники возраста 10–16 лет. Причиной термических повреждений были термические, химические ожоги, электроожоги. С момента несчастного случая у пострадавших прошло не менее 2 лет. У обследованных
пациентов хирургического стационара наблюдались послеожоговые рубцы в области лица, шеи, туловища и конечностей. В момент обследования дети с тяжелыми последствиями ожоговых травм находились на этапе подготовки к операции по поводу коррекции рубцовых изменений кожи и суставов. В качестве контрольной группы были обследованы школьники, не имеющих в медицинском анамнезе тяжелых хронических заболеваний, ожоговых или других тяжелых физических травм. Было проведено
сравнительное исследование событий травматического характера и выраженности травматических переживаний, характер агрессивных и эмоциональных реакций в ситуации фрустрации, а также особенности эмоционального отношения к ситуации лечения у травмированных и условно здоровых
детей. Для этой цели были использованы: полуструктурированное интервью для оценки травматических
переживаний детей (ПИВППСД) (Н.В. Тарабриной и др.), тест фрустрационной толерантности
С. Розенцвейга (детский вариант), опросник А. Басса и А. Дарки, методика «Незаконченные
предложения» В.Е. Кагана, И.К. Шаца. Результаты, полученные с помощью психодиагностических
методик, дополнялись данными беседы с детьми, их родителями, медицинским персоналом, изучались
медицинские документы. Были получены следующие результаты.
Дети с отдаленными последствиями термических травм отличаются от своих сверстников без
опыта тяжелых физических повреждений наличием в жизни событий травматического характера и
выраженных симптомов посттравматического стресса. У детей с последствиями ожоговых травм
выявлены переживания травматического характера, связанные с эмоциональной составляющей
отношения к своему заболеванию и ситуации лечения. Негативное эмоциональное отношение к
физическому недостатку и мероприятиям сложного восстановительного лечения может выступать в
качестве предиктора в развитии посттравматического стресса у детей с последствиями термических
повреждений. Эмоциональное поведение в ситуации фрустрации школьников с последствиями
ожоговых трав характеризуется неумением эмоционально отвлечься от фрустратора, трудностями
в конструктивном разрешении конфликта, склонности к принятию вины на себя. У подростков без
травматического опыта в большей степени выражены проявления агрессивности, чем у подростков
с последствиями травм. У подростков с последствиями ожоговых травм наблюдается склонность
к негативизму. Жизненная ситуация развития детей с последствиями ожоговых травм насыщена
травматическими событиями, которые, наслаиваясь друг на друга, влияют на естественный ход
развития эмоциональной сферы. Конкретное содержание эмоциональных переживаний детей с
последствиями ожоговых травм необходимо учитывать при проведении мероприятий комплексной
медико-психологической реабилитации пострадавших.