Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
В.И. Ламанский и Ю.Ф. Самарин: к истории взаимоотношений. / Малинов, Алексей Валерьевич.
In: ВЕСТНИК ПРАВОСЛАВНОГО СВЯТО-ТИХОНОВСКОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 1: БОГОСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, No. 87, 2020, p. 49-69.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - В.И. Ламанский и Ю.Ф. Самарин: к истории взаимоотношений
AU - Малинов, Алексей Валерьевич
N1 - Малинов А.В. В.И. Ламанский и Ю.Ф. Самарин: к истории взаимоотношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 87. С. 49–69.
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В статье рассматривается история отношений славянофилов, принадлежащих к двум разным поколениям: Юрия Федоровича Самарина (1819–1876) и Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914). Показаны истоки формирования славянофильских взглядов Ламанского и особенности его понимания славянофильства, а также его мнение о происхождении славянофильского учения. Показано, что в начале увлечение Ламанского славянофильством носило чисто книжный, кабинетный характер, однако последующее знакомство со славянскими народами, преподавание славистических дисциплин в Петербургском университете, способствовали выработке самостоятельного цивилизационного учения. Приводится оценка Ламанским русского западничества и славянофильства, которые в равной степени были результатом процесса европеизации России. Отличие славянофильства от западничества состояло в критической рефлексии европейской культуры и признании православия в качестве основы русской исторической жизни. Отмечается, что Ламанский был крупнейшим представителем петербургского славянофильства, его можно отнести к ученому или академическому славянофильству. На основе публикаций, писем и дневников Ламанского, прослеживается история его отношений с Самариным. Отмечается, что Самарин, в отличие от И.С. Аксакова, не стал связующим звеном между московскими и столичными славянофилами, последователями славянофильства разных поколений. Указывается различие в происхождении и роде занятий Ламанского и Самарина, но в тоже время демонстрируются те идейные и тематические совпадения, которые можно зафиксировать у обоих ученых: интерес к инородческому вопросу (развитие не славянского населения на окраинах государства); расширенное понимание «униатства» в качестве исторического типа или даже синонима западничества; признание не только религии, но и языка системообразующим фактором формирования самобытной культуры, критика немецкой «стихии»; склонность к практической деятельности; публицистическая направленность работ. Отмечается, что взгляды Ламанского получили более концептуальное выражение в рамках его политико-географического учения о трех цивилизационных мирах, которое может быть сопоставлено с теориями Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.
AB - В статье рассматривается история отношений славянофилов, принадлежащих к двум разным поколениям: Юрия Федоровича Самарина (1819–1876) и Владимира Ивановича Ламанского (1833–1914). Показаны истоки формирования славянофильских взглядов Ламанского и особенности его понимания славянофильства, а также его мнение о происхождении славянофильского учения. Показано, что в начале увлечение Ламанского славянофильством носило чисто книжный, кабинетный характер, однако последующее знакомство со славянскими народами, преподавание славистических дисциплин в Петербургском университете, способствовали выработке самостоятельного цивилизационного учения. Приводится оценка Ламанским русского западничества и славянофильства, которые в равной степени были результатом процесса европеизации России. Отличие славянофильства от западничества состояло в критической рефлексии европейской культуры и признании православия в качестве основы русской исторической жизни. Отмечается, что Ламанский был крупнейшим представителем петербургского славянофильства, его можно отнести к ученому или академическому славянофильству. На основе публикаций, писем и дневников Ламанского, прослеживается история его отношений с Самариным. Отмечается, что Самарин, в отличие от И.С. Аксакова, не стал связующим звеном между московскими и столичными славянофилами, последователями славянофильства разных поколений. Указывается различие в происхождении и роде занятий Ламанского и Самарина, но в тоже время демонстрируются те идейные и тематические совпадения, которые можно зафиксировать у обоих ученых: интерес к инородческому вопросу (развитие не славянского населения на окраинах государства); расширенное понимание «униатства» в качестве исторического типа или даже синонима западничества; признание не только религии, но и языка системообразующим фактором формирования самобытной культуры, критика немецкой «стихии»; склонность к практической деятельности; публицистическая направленность работ. Отмечается, что взгляды Ламанского получили более концептуальное выражение в рамках его политико-географического учения о трех цивилизационных мирах, которое может быть сопоставлено с теориями Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева.
KW - славянофильство
KW - славистика
KW - петербургское славянофильство
KW - инородческий вопрос
KW - поколение
KW - Самарин
KW - Ламанский
UR - http://periodical.pstgu.ru/ru/series/issue/1/87/article/7117
M3 - статья
SP - 49
EP - 69
JO - Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta, Seria I. Bogoslovie, Filosofia, Religiovedenie
JF - Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo Gumanitarnogo Universiteta, Seria I. Bogoslovie, Filosofia, Religiovedenie
SN - 1991-640X
IS - 87
ER -
ID: 52555242