Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Особенности эмоционального интеллекта студентов-первокурсников экономического и медицинского факультетов. / Исхакова, Мария Павловна; Тихомирова, Марина Анатольевна.
Герценовские чтения: психологические исследования в образовании - 2022. 2022. p. 139-146.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Особенности эмоционального интеллекта студентов-первокурсников экономического и медицинского факультетов
AU - Исхакова, Мария Павловна
AU - Тихомирова, Марина Анатольевна
N1 - Исхакова, М. П. Особенности эмоционального интеллекта студентов-первокурсников экономического и медицинского факультетов / М. П. Исхакова, М. А. Тихомирова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2022. – № 5. – С. 139-146. – DOI 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-17. – EDN BQEUWT.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье представлены результаты сравнительного анализа структуры эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов первых курсов экономического (118 человек) и медицинского (119 человек) факультетов СПбГУ (тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v.2.0, адаптация Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой). Эмоции играют важную роль в процессе обучения и могут как способствовать усвоению учебной информации, так и препятствовать, что, в свою очередь, влияет на дальнейшую профессиональную деятельность. Исходя из представления о том, что студенты в учебной и личной жизни нуждаются в способностях идентифицировать, осознавать, использовать эмоции в решении проблем и сознательно управлять ими, было проведено констатирующее исследование, обусловленное, прежде всего, необходимостью определения соответствия структуры ЭИ студентов задачам, решаемым в ходе реализации профессиональной деятельности по выбранному направлению. Новизна работы заключается в переходе от сравнения ЭИ профессиональных групп студентов в целом к рассмотрению различий выраженности его отдельных компонентов с учетом уровня ЭИ. Было установлено, что большинство студентов имеет средний уровень ЭИ. Общий уровень ЭИ не различается в зависимости от направления. При этом у студентов экономического факультета более развита способность сознательно управлять эмоциями, чем у студентов медицинского (U=5909,5, p=0,035). В результате сравнения студентов двух факультетов с низким, средним и высоким уровнями ЭИ выявлено: в группе студентов-экономистов с низким уровнем лучше сформирована способность использовать эмоции в решении проблем (U=72,5, p=0,093), а также выше общий уровень ЭИ (U=66, p=0,053); у студентов экономического факультета со средним уровнем общий показатель также выше, чем у студентов медицинского (U=1461, р=0,078); между выделяемыми группами с высоким уровнем ЭИ различий не обнаружено. Полученные данные демонстрируют, что уровень развития эмоциональной сферы студентов первого курса соответствует тем требованиям к способностям, которые предъявляются специалисту, и подтверждают гипотезу о более высоком уровне эмоционального интеллекта и его компонентов у студентов-представителей общественных наук. Выявленные структуры ЭИ позволяют осуществить выбор методов и мишени для дальнейшего развития ЭИ у студентов первых курсов экономического и медицинского направлений.
AB - В статье представлены результаты сравнительного анализа структуры эмоционального интеллекта (ЭИ) студентов первых курсов экономического (118 человек) и медицинского (119 человек) факультетов СПбГУ (тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо MSCEIT v.2.0, адаптация Е. А. Сергиенко и И. И. Ветровой). Эмоции играют важную роль в процессе обучения и могут как способствовать усвоению учебной информации, так и препятствовать, что, в свою очередь, влияет на дальнейшую профессиональную деятельность. Исходя из представления о том, что студенты в учебной и личной жизни нуждаются в способностях идентифицировать, осознавать, использовать эмоции в решении проблем и сознательно управлять ими, было проведено констатирующее исследование, обусловленное, прежде всего, необходимостью определения соответствия структуры ЭИ студентов задачам, решаемым в ходе реализации профессиональной деятельности по выбранному направлению. Новизна работы заключается в переходе от сравнения ЭИ профессиональных групп студентов в целом к рассмотрению различий выраженности его отдельных компонентов с учетом уровня ЭИ. Было установлено, что большинство студентов имеет средний уровень ЭИ. Общий уровень ЭИ не различается в зависимости от направления. При этом у студентов экономического факультета более развита способность сознательно управлять эмоциями, чем у студентов медицинского (U=5909,5, p=0,035). В результате сравнения студентов двух факультетов с низким, средним и высоким уровнями ЭИ выявлено: в группе студентов-экономистов с низким уровнем лучше сформирована способность использовать эмоции в решении проблем (U=72,5, p=0,093), а также выше общий уровень ЭИ (U=66, p=0,053); у студентов экономического факультета со средним уровнем общий показатель также выше, чем у студентов медицинского (U=1461, р=0,078); между выделяемыми группами с высоким уровнем ЭИ различий не обнаружено. Полученные данные демонстрируют, что уровень развития эмоциональной сферы студентов первого курса соответствует тем требованиям к способностям, которые предъявляются специалисту, и подтверждают гипотезу о более высоком уровне эмоционального интеллекта и его компонентов у студентов-представителей общественных наук. Выявленные структуры ЭИ позволяют осуществить выбор методов и мишени для дальнейшего развития ЭИ у студентов первых курсов экономического и медицинского направлений.
KW - эмоциональный интеллект
KW - студенты
KW - структура эмоционального интеллекта
KW - студенты-медики
KW - студенты-экономисты
KW - эмоции
U2 - 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-17
DO - 10.33910/herzenpsyconf-2022-5-17
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SP - 139
EP - 146
BT - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании - 2022
T2 - Герценовские чтения: психологические исследования в образовании - 2022
Y2 - 25 October 2022 through 26 October 2022
ER -
ID: 115600976