Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Эффект лексикализации дистракторов в тесте «рисунок — слово». / Starodubtsev, Aleksei S.; Miroshnik, Kirill G.; Sopov, Mikhail S.
In: ШАГИ-STEPS, Vol. 5, No. 1, 2019, p. 8-24.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Эффект лексикализации дистракторов в тесте «рисунок — слово»
AU - Starodubtsev, Aleksei S.
AU - Miroshnik, Kirill G.
AU - Sopov, Mikhail S.
N1 - Funding Information: Keywords: Stroop effect, cognitive control, automatization theory, picture–word interference test, distractor lexicality effect Acknowledgements: This research was supported by a grant from RFBR, no. 17-36-01139-ОГН. Publisher Copyright: © A. S. STARODUBTSEV, K. G. MIROSHNIK, M. S. SOPOV Copyright: Copyright 2020 Elsevier B.V., All rights reserved.
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В интерференционных тестах «цвет — слово» и «рисунок — слово» участникам требуется на скорость называть целевые стимулы (цвета или изображения), игнорируя предъ- являемые вместе с ними дистракторы. В ряде исследований было показано, что предъявление псевдослов-дистракторов повышает скорость называния целей в сравнении с высокочастотными словами (эффект лексикализации дистракторов). Однако данный эффект был получен не во всех экспериментах. Более того, в ряде исследований эффект имел противоположную направленность: псевдослова снижали скорость называния целей. Анализ литературы привел нас к выводу о том, что направленность эффекта может зависеть от двух факторов, а именно от типа интерференционного теста («цвет — слово» либо «рисунок — слово») либо от способа создания псевдослов (изменение слов естественного языка либо генерация стимулов при помощи компьютерной программы). В данном исследовании проверке была подвергнута гипотеза о зависимости эффекта лексикализации дистракторов от типа интерференционного теста. В двух экспериментах с использованием теста «рисунок — слово» было показано, что псевдослова, созданные на основе слов есте- ственного языка, повышают скорость называния изображений в сравнении с высокочастотными словами. Поскольку сходные результаты были получены в исследованиях с использованием теста «цвет — слово», мы делаем вывод о том, что эффект лексикализации дистракторов не зависит от типа интерференционной задачи. Полученные результаты расходятся с выводами исследования Р. Д. Дуги и Э. Харцукера, где в тесте «рисунок — слово» был получен эффект противоположной направленности. Мы объясняем расхождение результатов разницей в способах создания псевдослов. В работе Дуги и Харцукера псевдослова были сгенерированы при помощи программы WordGen, в то время как в нашем исследовании они создавались на основе существующих слов русского языка. Таким образом, способ создания псевдослов может быть критической детерминантой эффекта лексикализации дистракторов.
AB - В интерференционных тестах «цвет — слово» и «рисунок — слово» участникам требуется на скорость называть целевые стимулы (цвета или изображения), игнорируя предъ- являемые вместе с ними дистракторы. В ряде исследований было показано, что предъявление псевдослов-дистракторов повышает скорость называния целей в сравнении с высокочастотными словами (эффект лексикализации дистракторов). Однако данный эффект был получен не во всех экспериментах. Более того, в ряде исследований эффект имел противоположную направленность: псевдослова снижали скорость называния целей. Анализ литературы привел нас к выводу о том, что направленность эффекта может зависеть от двух факторов, а именно от типа интерференционного теста («цвет — слово» либо «рисунок — слово») либо от способа создания псевдослов (изменение слов естественного языка либо генерация стимулов при помощи компьютерной программы). В данном исследовании проверке была подвергнута гипотеза о зависимости эффекта лексикализации дистракторов от типа интерференционного теста. В двух экспериментах с использованием теста «рисунок — слово» было показано, что псевдослова, созданные на основе слов есте- ственного языка, повышают скорость называния изображений в сравнении с высокочастотными словами. Поскольку сходные результаты были получены в исследованиях с использованием теста «цвет — слово», мы делаем вывод о том, что эффект лексикализации дистракторов не зависит от типа интерференционной задачи. Полученные результаты расходятся с выводами исследования Р. Д. Дуги и Э. Харцукера, где в тесте «рисунок — слово» был получен эффект противоположной направленности. Мы объясняем расхождение результатов разницей в способах создания псевдослов. В работе Дуги и Харцукера псевдослова были сгенерированы при помощи программы WordGen, в то время как в нашем исследовании они создавались на основе существующих слов русского языка. Таким образом, способ создания псевдослов может быть критической детерминантой эффекта лексикализации дистракторов.
KW - Automatization theory
KW - Cognitive control
KW - Distractor lexicality effect
KW - Picture-word interference test
KW - Stroop effect
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85078107947&partnerID=8YFLogxK
U2 - 10.22394/2412-9410-2019-5-1-8-24
DO - 10.22394/2412-9410-2019-5-1-8-24
M3 - статья
AN - SCOPUS:85078107947
VL - 5
SP - 8
EP - 24
JO - ШАГИ-STEPS
JF - ШАГИ-STEPS
SN - 2412-9410
IS - 1
ER -
ID: 62323105