Standard

Эффект лексикализации дистракторов в тесте «рисунок — слово». / Starodubtsev, Aleksei S.; Miroshnik, Kirill G.; Sopov, Mikhail S.

In: ШАГИ-STEPS, Vol. 5, No. 1, 2019, p. 8-24.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{01e96969a3624b99aafa6ead7935ea13,
title = "Эффект лексикализации дистракторов в тесте «рисунок — слово»",
abstract = "В интерференционных тестах «цвет — слово» и «рисунок — слово» участникам требуется на скорость называть целевые стимулы (цвета или изображения), игнорируя предъ- являемые вместе с ними дистракторы. В ряде исследований было показано, что предъявление псевдослов-дистракторов повышает скорость называния целей в сравнении с высокочастотными словами (эффект лексикализации дистракторов). Однако данный эффект был получен не во всех экспериментах. Более того, в ряде исследований эффект имел противоположную направленность: псевдослова снижали скорость называния целей. Анализ литературы привел нас к выводу о том, что направленность эффекта может зависеть от двух факторов, а именно от типа интерференционного теста («цвет — слово» либо «рисунок — слово») либо от способа создания псевдослов (изменение слов естественного языка либо генерация стимулов при помощи компьютерной программы). В данном исследовании проверке была подвергнута гипотеза о зависимости эффекта лексикализации дистракторов от типа интерференционного теста. В двух экспериментах с использованием теста «рисунок — слово» было показано, что псевдослова, созданные на основе слов есте- ственного языка, повышают скорость называния изображений в сравнении с высокочастотными словами. Поскольку сходные результаты были получены в исследованиях с использованием теста «цвет — слово», мы делаем вывод о том, что эффект лексикализации дистракторов не зависит от типа интерференционной задачи. Полученные результаты расходятся с выводами исследования Р. Д. Дуги и Э. Харцукера, где в тесте «рисунок — слово» был получен эффект противоположной направленности. Мы объясняем расхождение результатов разницей в способах создания псевдослов. В работе Дуги и Харцукера псевдослова были сгенерированы при помощи программы WordGen, в то время как в нашем исследовании они создавались на основе существующих слов русского языка. Таким образом, способ создания псевдослов может быть критической детерминантой эффекта лексикализации дистракторов.",
keywords = "Automatization theory, Cognitive control, Distractor lexicality effect, Picture-word interference test, Stroop effect",
author = "Starodubtsev, {Aleksei S.} and Miroshnik, {Kirill G.} and Sopov, {Mikhail S.}",
note = "Funding Information: Keywords: Stroop effect, cognitive control, automatization theory, picture–word interference test, distractor lexicality effect Acknowledgements: This research was supported by a grant from RFBR, no. 17-36-01139-ОГН. Publisher Copyright: {\textcopyright} A. S. STARODUBTSEV, K. G. MIROSHNIK, M. S. SOPOV Copyright: Copyright 2020 Elsevier B.V., All rights reserved.",
year = "2019",
doi = "10.22394/2412-9410-2019-5-1-8-24",
language = "русский",
volume = "5",
pages = "8--24",
journal = "ШАГИ-STEPS",
issn = "2412-9410",
publisher = "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Эффект лексикализации дистракторов в тесте «рисунок — слово»

AU - Starodubtsev, Aleksei S.

AU - Miroshnik, Kirill G.

AU - Sopov, Mikhail S.

N1 - Funding Information: Keywords: Stroop effect, cognitive control, automatization theory, picture–word interference test, distractor lexicality effect Acknowledgements: This research was supported by a grant from RFBR, no. 17-36-01139-ОГН. Publisher Copyright: © A. S. STARODUBTSEV, K. G. MIROSHNIK, M. S. SOPOV Copyright: Copyright 2020 Elsevier B.V., All rights reserved.

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В интерференционных тестах «цвет — слово» и «рисунок — слово» участникам требуется на скорость называть целевые стимулы (цвета или изображения), игнорируя предъ- являемые вместе с ними дистракторы. В ряде исследований было показано, что предъявление псевдослов-дистракторов повышает скорость называния целей в сравнении с высокочастотными словами (эффект лексикализации дистракторов). Однако данный эффект был получен не во всех экспериментах. Более того, в ряде исследований эффект имел противоположную направленность: псевдослова снижали скорость называния целей. Анализ литературы привел нас к выводу о том, что направленность эффекта может зависеть от двух факторов, а именно от типа интерференционного теста («цвет — слово» либо «рисунок — слово») либо от способа создания псевдослов (изменение слов естественного языка либо генерация стимулов при помощи компьютерной программы). В данном исследовании проверке была подвергнута гипотеза о зависимости эффекта лексикализации дистракторов от типа интерференционного теста. В двух экспериментах с использованием теста «рисунок — слово» было показано, что псевдослова, созданные на основе слов есте- ственного языка, повышают скорость называния изображений в сравнении с высокочастотными словами. Поскольку сходные результаты были получены в исследованиях с использованием теста «цвет — слово», мы делаем вывод о том, что эффект лексикализации дистракторов не зависит от типа интерференционной задачи. Полученные результаты расходятся с выводами исследования Р. Д. Дуги и Э. Харцукера, где в тесте «рисунок — слово» был получен эффект противоположной направленности. Мы объясняем расхождение результатов разницей в способах создания псевдослов. В работе Дуги и Харцукера псевдослова были сгенерированы при помощи программы WordGen, в то время как в нашем исследовании они создавались на основе существующих слов русского языка. Таким образом, способ создания псевдослов может быть критической детерминантой эффекта лексикализации дистракторов.

AB - В интерференционных тестах «цвет — слово» и «рисунок — слово» участникам требуется на скорость называть целевые стимулы (цвета или изображения), игнорируя предъ- являемые вместе с ними дистракторы. В ряде исследований было показано, что предъявление псевдослов-дистракторов повышает скорость называния целей в сравнении с высокочастотными словами (эффект лексикализации дистракторов). Однако данный эффект был получен не во всех экспериментах. Более того, в ряде исследований эффект имел противоположную направленность: псевдослова снижали скорость называния целей. Анализ литературы привел нас к выводу о том, что направленность эффекта может зависеть от двух факторов, а именно от типа интерференционного теста («цвет — слово» либо «рисунок — слово») либо от способа создания псевдослов (изменение слов естественного языка либо генерация стимулов при помощи компьютерной программы). В данном исследовании проверке была подвергнута гипотеза о зависимости эффекта лексикализации дистракторов от типа интерференционного теста. В двух экспериментах с использованием теста «рисунок — слово» было показано, что псевдослова, созданные на основе слов есте- ственного языка, повышают скорость называния изображений в сравнении с высокочастотными словами. Поскольку сходные результаты были получены в исследованиях с использованием теста «цвет — слово», мы делаем вывод о том, что эффект лексикализации дистракторов не зависит от типа интерференционной задачи. Полученные результаты расходятся с выводами исследования Р. Д. Дуги и Э. Харцукера, где в тесте «рисунок — слово» был получен эффект противоположной направленности. Мы объясняем расхождение результатов разницей в способах создания псевдослов. В работе Дуги и Харцукера псевдослова были сгенерированы при помощи программы WordGen, в то время как в нашем исследовании они создавались на основе существующих слов русского языка. Таким образом, способ создания псевдослов может быть критической детерминантой эффекта лексикализации дистракторов.

KW - Automatization theory

KW - Cognitive control

KW - Distractor lexicality effect

KW - Picture-word interference test

KW - Stroop effect

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85078107947&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.22394/2412-9410-2019-5-1-8-24

DO - 10.22394/2412-9410-2019-5-1-8-24

M3 - статья

AN - SCOPUS:85078107947

VL - 5

SP - 8

EP - 24

JO - ШАГИ-STEPS

JF - ШАГИ-STEPS

SN - 2412-9410

IS - 1

ER -

ID: 62323105