Настоящая работа является частью лонгитюдного исследования становления звуковой стороны речи у русских детей. В качестве критериев сформированности определенных артикуляционных укладов, требующихся для произнесения звуков, слогов и слов, мы использовали комплексный метод оценки, включающий перцептивный анализ звукопродукции и речи детей, ее фонетическое описание и акустический спектрографический анализ.
В настоящей работе рассматривается восприятие взрослыми, носителями русского языка (аудиторами) звукопродукции детей, усложняющейся с их возрастом, с последующим фонетическим и спектрографическим анализом звукового и речевого материала.
Предметом исследования явилась звуко- и речепродукция детей с 3-х месячного возраста до 7 лет, которую записывали на аудио магнитофон с параллельной видеозаписью поведения детей и/или особенностей взаимодействия с родителями или друг с другом. В зависимости от задачи исследования формировали тестовые последовательности, принцип организации звукового или речевого материала в