Standard

«Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского. / Малинов, Алексей Валерьевич.

In: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, No. 2, 08.02.2023, p. 155-166.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{553da1bf8575424189ad17792a4a043a,
title = "«Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского",
abstract = "В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, напри­мер, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой ци­вилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мо­щью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически пер­вым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приня­ла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохра­нении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как циви­лизационная форма создает условия для самобытного политического, рели­гиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались по­пытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, по­скольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внеш­ние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мираперемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанско­му, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случая­ми цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпри­нятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизацион­ного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.",
keywords = "империя, идея, Запад, византия, цивилизация, Ламанский, Россия, христианство, цивилизационный антагонизм, культурное доминирование",
author = "Малинов, {Алексей Валерьевич}",
note = "Малинов А. . «Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского // Вопросы философии. 2023. Т. № 2. С. 155–166.",
year = "2023",
month = feb,
day = "8",
doi = "10.21146/0042-8744-2023-2-155-166",
language = "русский",
pages = "155--166",
journal = "ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ",
issn = "0042-8744",
publisher = "Международная книга",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского

AU - Малинов, Алексей Валерьевич

N1 - Малинов А. . «Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского // Вопросы философии. 2023. Т. № 2. С. 155–166.

PY - 2023/2/8

Y1 - 2023/2/8

N2 - В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, напри­мер, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой ци­вилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мо­щью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически пер­вым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приня­ла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохра­нении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как циви­лизационная форма создает условия для самобытного политического, рели­гиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались по­пытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, по­скольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внеш­ние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мираперемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанско­му, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случая­ми цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпри­нятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизацион­ного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.

AB - В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, напри­мер, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой ци­вилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мо­щью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически пер­вым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приня­ла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохра­нении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как циви­лизационная форма создает условия для самобытного политического, рели­гиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались по­пытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, по­скольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внеш­ние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мираперемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанско­му, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случая­ми цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпри­нятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизацион­ного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.

KW - империя

KW - идея

KW - Запад

KW - византия

KW - цивилизация

KW - Ламанский

KW - Россия

KW - христианство

KW - цивилизационный антагонизм

KW - культурное доминирование

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/44f5e8d8-c1e7-3c11-baef-b02de6b32678/

U2 - 10.21146/0042-8744-2023-2-155-166

DO - 10.21146/0042-8744-2023-2-155-166

M3 - статья

SP - 155

EP - 166

JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ

SN - 0042-8744

IS - 2

ER -

ID: 102986212