Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского. / Малинов, Алексей Валерьевич.
In: ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ, No. 2, 08.02.2023, p. 155-166.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского
AU - Малинов, Алексей Валерьевич
N1 - Малинов А. . «Римская идея» в цивилизационной концепции В.И. Ламанского // Вопросы философии. 2023. Т. № 2. С. 155–166.
PY - 2023/2/8
Y1 - 2023/2/8
N2 - В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, например, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой цивилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мощью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически первым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приняла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохранении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как цивилизационная форма создает условия для самобытного политического, религиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались попытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, поскольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внешние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мираперемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанскому, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случаями цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпринятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизационного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.
AB - В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, например, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой цивилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мощью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически первым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приняла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохранении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как цивилизационная форма создает условия для самобытного политического, религиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались попытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, поскольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внешние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мираперемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанскому, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случаями цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпринятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизационного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.
KW - империя
KW - идея
KW - Запад
KW - византия
KW - цивилизация
KW - Ламанский
KW - Россия
KW - христианство
KW - цивилизационный антагонизм
KW - культурное доминирование
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/44f5e8d8-c1e7-3c11-baef-b02de6b32678/
U2 - 10.21146/0042-8744-2023-2-155-166
DO - 10.21146/0042-8744-2023-2-155-166
M3 - статья
SP - 155
EP - 166
JO - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
JF - ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ
SN - 0042-8744
IS - 2
ER -
ID: 102986212