В статье рассматривается учение об империи крупнейшего отечественного слависта В.И. Ламанского (1833–1914). Отмечается, что для Ламанского империя не связана с каким-либо определенным типом правления, например, самодержавием, а представляет собой внешнюю форму большой цивилизации. В политическом отношении империя пластична. Она может включать различные государственные образования, обеспечивая в пределах своих границ мир и благочестивый порядок. Обладая государственной мощью и военной силой, империя объединяет народы и регионы силой своего духовного превосходства и культурного доминирования. Исторически первым примером империи была империя Римская, которая на Востоке приняла форму христианской империи. После падения Византии восприемницей идеи империи стала Россия. Ее роль в истории состояла в защите и сохранении народов греко-славянского, или Среднего мира. Империя как цивилизационная форма создает условия для самобытного политического, религиозного, нравственного и культурного развития народов, позволяет им выступать в качестве самостоятельных субъектов всемирно-исторического развития. Ламанский показывал, что на Западе также предпринимались попытки возродить империю, но все они были фикцией и узурпацией, поскольку в Европе, начиная с Карла Великого, воспроизводили лишь внешние атрибуты империи, воспринимали ее исключительно как крупную государственную форму, игнорируя религиозно-нравственный смысл идеи империи. С точки зрения Ламанского, современными ему наследниками империи выступают англо-саксонские народы, а центр западного мира
перемещается в Северную Америку. Показано, что, согласно Ламанскому, различные виды нетерпимости и вражды романо-германских народов к представителям греко-славянского мира являются лишь частными случаями цивилизационного антагонизма двух миров. Анализ империи, предпринятый Ламанским, является частью его геополитического и цивилизационного учения, которое лишь в последние годы стало привлекать внимание исследователей.