Со времён немецкого романтизма установился взгляд на Дон Кихота и Санчо Пансу как на двуединство «тела» и «души». Впоследствии появилось много разнообразных трактовок, развивающих эту идею, включая строго богословские в рамках католицизма. Современный постмодернистский взгляд настаивает на возможности «вписать» наш собственный взгляд на вещи в сервантесовский текст, пользуясь тем неоспоримым свойством этого романа, что его многослойное богатство диалектических смыслов действительно в очень высокой степени зависит от читательского горизонта ожидания. Тем не менее основа мысли, высказанной в немецком романтизме, именно о двуединстве героя «Дон Кихот-Санчо» по сей день сохраняет большой исследовательский потенциал.
Санчо и Дон Кихот сопоставлялись и противопоставлялись как социально (крестьянин и идальго), так и философски и богословски: как душа и тело, как обозначаемое и знак, как два разных литературных жанра, кабальерески и пикарески; наконец, просто как два разных подхода к существованию – прагматического