Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Этикетное поведение в контексте организационной культуры вуза. / Даниленко, Ольга Ивановна; Перминова, Мария Андреевна.
In: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ, Vol. 31, No. 2, 23.02.2022, p. 28-41.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Этикетное поведение в контексте организационной культуры вуза
AU - Даниленко, Ольга Ивановна
AU - Перминова, Мария Андреевна
N1 - Funding Information: The work is carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research No. 19-013-00369 “Intrapsychic predictors of etiquettical behavior among the subjects of educational process at a higher educational institute”. Publisher Copyright: © 2022 Moscow Polytechnic University. All rights reserved.
PY - 2022/2/23
Y1 - 2022/2/23
N2 - Цель исследования - выявить взаимосвязи представлений об этикетном поведении у студентов и преподавателей с характеристиками организационной культуры, вузов. Методы. Исследование базировалось на опросе, в котором приняли участие 141 студент и 69 преподавателей российских вузов. Для сбора эмпирического материала использованы следующие методики: авторская анкета, позволившая получить данные об отношении студентов и преподавателей к институциональному закреплению правил этикета и регламентации оформления внешнего облика участников образовательного процесса, а также о частоте соблюдения студентами правил этикета; опросник О.И. Даниленко -данные о субъективной значимости представленных в нём девяти функций этикета; методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, позволяющая получить данные о реальной и желательной для респондентов организационной культуре их вузов. Основные результаты. В выборках как студентов, так и преподавателей выявлены корреляционные связи между показателями, характеризующими этикетное поведение участников учебного процесса, и показателями выраженности характеристик организационной культуры их вузов. В выборке студентов обнаружены статистически значимые положительные корреляционные связи признания значимости функций этикета и оценки соблюдения студентами правил этикета с оценкой организационной культуры как клановой и отрицательные - как бюрократической. У преподавателей выявлены положительные связи признания значимости функций этикета, позитивного отношения к институционализации правил этикета и регламентации внешнего облика с клановой и адхократической культурой и отрицательные - с бюрократической организационной культурой. Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: чем более, по мнению и студентов, и преподавателей, выражены черты клановой и адхократической организационной культуры в их вузе, тем выше они оценивают значимость этикетного поведения, и наоборот, чем более выражены черты бюрократической организационной культуры, тем ниже студенты и преподаватели оценивают значимость этикета.
AB - Цель исследования - выявить взаимосвязи представлений об этикетном поведении у студентов и преподавателей с характеристиками организационной культуры, вузов. Методы. Исследование базировалось на опросе, в котором приняли участие 141 студент и 69 преподавателей российских вузов. Для сбора эмпирического материала использованы следующие методики: авторская анкета, позволившая получить данные об отношении студентов и преподавателей к институциональному закреплению правил этикета и регламентации оформления внешнего облика участников образовательного процесса, а также о частоте соблюдения студентами правил этикета; опросник О.И. Даниленко -данные о субъективной значимости представленных в нём девяти функций этикета; методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, позволяющая получить данные о реальной и желательной для респондентов организационной культуре их вузов. Основные результаты. В выборках как студентов, так и преподавателей выявлены корреляционные связи между показателями, характеризующими этикетное поведение участников учебного процесса, и показателями выраженности характеристик организационной культуры их вузов. В выборке студентов обнаружены статистически значимые положительные корреляционные связи признания значимости функций этикета и оценки соблюдения студентами правил этикета с оценкой организационной культуры как клановой и отрицательные - как бюрократической. У преподавателей выявлены положительные связи признания значимости функций этикета, позитивного отношения к институционализации правил этикета и регламентации внешнего облика с клановой и адхократической культурой и отрицательные - с бюрократической организационной культурой. Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: чем более, по мнению и студентов, и преподавателей, выражены черты клановой и адхократической организационной культуры в их вузе, тем выше они оценивают значимость этикетного поведения, и наоборот, чем более выражены черты бюрократической организационной культуры, тем ниже студенты и преподаватели оценивают значимость этикета.
KW - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА
KW - ПРАВИЛА ВУЗОВСКОГО ЭТИКЕТА
KW - ЭТИКЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ВУЗЕ
KW - СУБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ЭТИКЕТА
KW - ФУНКЦИИ ЭТИКЕТА
KW - АДХОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
KW - БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
KW - КЛАНОВАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
KW - clan organizational culture
KW - adhocracy organizational culture
KW - subjective importance of etiquette
KW - hierarchical organizational culture
KW - etiquette behavior in university
KW - etiquette functions
KW - rules of university etiquette
KW - university organizational culture
KW - UNIVERSITY ORGANIZATIONAL CULTURE
KW - RULES OF UNIVERSITY ETIQUETTE
KW - ETIQUETTE BEHAVIOR IN UNIVERSITY
KW - SUBJECTIVE IMPORTANCE OF ETIQUETTE
KW - ETIQUETTE FUNCTIONS
KW - ADHOCRACY ORGANIZATIONAL CULTURE
KW - HIERARCHICAL ORGANIZATIONAL CULTURE
KW - CLAN ORGANIZATIONAL CULTURE
KW - clan organizational culture
KW - adhocracy organizational culture
KW - subjective importance of etiquette
KW - hierarchical organizational culture
KW - etiquette behavior in university
KW - etiquette functions
KW - rules of university etiquette
KW - university organizational culture
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48065140
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85126306381&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/296fad9c-437e-3559-9174-981923c147e9/
U2 - 10.31992/0869-3617-2022-31-2-28-41
DO - 10.31992/0869-3617-2022-31-2-28-41
M3 - статья
VL - 31
SP - 28
EP - 41
JO - Vysshee Obrazovanie v Rossii
JF - Vysshee Obrazovanie v Rossii
SN - 0869-3617
IS - 2
ER -
ID: 95645911