Административное право государств-участников СНГ во многом развивается синхронно. При проведении
административно-правовых реформ в восьми государствах из девяти приняты законы об административных
процедурах (Российская Федерация – единственное исключение) по примеру немецкой модели кодифицированных
законодательных актов. Она отличается наличием общих и специальных норм и актов. Среди основных вопросов
закона об административных процедурах институт досудебного обжалования административных актов занимает
одно из центральных мест. Такое положение неслучайно, поскольку в рамках этого вида специальной
административной процедуры возможно разрешить возникающие публично-правовые споры. В самом деле, этот
институт может выступить эффективным средством защиты прав и свобод частных лиц, не прибегая к достаточно
долгой судебной защите. Однако для этого необходимо закрепление специальных гарантий, позволяющих частным
лицам участвовать в процессе принятия итогового решения по делу. При этом имплементация зарубежных теорий и
практик требует внимания. Это особо важно для сферы публичного права, где частному лицу «противостоит»
медленно меняющийся административный аппарат. Более того, в законодательстве государств-участников СНГ
сохраняются традиции и правовые конструкции, характерные для советского права. Например, закон о порядке
рассмотрения обращений Российской Федерации используется для рассмотрения заявлений и жалоб, хотя в
остальных государствах-участниках СНГ стараются отойти от такого регулирования. С учетом этих целей
подготовлен настоящий доклад. В его основе лежит сравнительно-правовой метод с учетом анализа законов об
административных процедурах вместе с другими законами, которые регламентируют схожие отношения. Рецепция
немецкой модели регулирования административных процедур позволила создать на пространстве государствучастников СНГ эффективную базу для защиты прав и свобод частных лиц. При этом России