Для преодоления кризисной ситуации в области изучения аргументации была предложена логико-когнитивная теория аргументации - комплексная формализованная теория, включающая формализмы для моделирования аргументации различных видов, соответствующий понятийный аппарат и методологию использования в практике научных исследований.
Выделены три вида аргументации: теоретическая (два вида) и практическая. Теоретическая аргументация — это критическое обсуждение знаний и мнений агентов о фактах, нацеленное на обоснование некоторой позиции или на её изменение - убеждение. Практическая аргументация — это критическое обсуждение мнений о действиях, включающая, помимо утверждений о знаниях и мнениях, также утверждения недескриптивного характера о ценностях и намерениях агентов придерживаться некоей линии поведения.
Исследование аргументации должно фокусироваться на укрупнённых структурах, отражающих особенности критики и защиты позиций сторон. Атомарной единицей такого исследования выступает аргумент как умозаключение, а его молекулярные элементы — это аргументационная структура спора (фрейм), множества аргументов, выражающие позиции сторон, множества знаний и мнений агентов, выступающие основаниями для формирования позиций, линии поведения и т.д. В русле этого направления можно изучать как неотменяемые (дедуктивные), так и отменяемые рассуждения. Оценку эффективности аргументации можно осуществлять на основе процедурной семантики и при помощи аналогов таких логических понятий, как непротиворечивость и полнота. Классифицировать современные подходы к аргументации, включая претендующие на статус комплексных, можно двумя способами: на основе предметных и практических критериев.
Актуальность полученных результатов состоит в теоретической и методологической роли нового понятия «аргументация» и общего «зонтичного» термина «аргументация», позволяющего систематизировать многообразные исследовательские и образовательные подходы и концепции в данной области, и связана с коммуникативным характером современной общественной жизни, в которой эффективность и социальный успех опираются на аргументативно-нарративные компетенции.
Original languageRussian
Pages (from-to)77-87
Number of pages11
JournalВЕСТНИК РОССИЙСКОГО ФОНДА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Issue number1 (90)
StatePublished - 2018

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 28219309