Standard

Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа. / Мочалова, Ирина Николаевна.

In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , Vol. 35, No. 1, 2019, p. 56-69.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Мочалова, ИН 2019, 'Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа', Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , vol. 35, no. 1, pp. 56-69. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.105

APA

Мочалова, И. Н. (2019). Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология , 35(1), 56-69. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.105

Vancouver

Мочалова ИН. Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология . 2019;35(1):56-69. https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.105

Author

Мочалова, Ирина Николаевна. / Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа. In: Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология . 2019 ; Vol. 35, No. 1. pp. 56-69.

BibTeX

@article{523fe2ac2b8a4312856dbc45b54030ca,
title = "Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа",
abstract = "В статье анализируется процесс формирования отечественной истории философской мысли. Переоценка российскими философами советских мировоззренческих ориен- тиров привела к переоценке философии отдельных мыслителей и методологического инструментария истории философии. В этой связи осмысление прошлого историко- философского знания, способов его производства и трансляции понимается как не- обходимое условие для выработки новых историко-философских стратегий. В пер- вой части статьи рассматривается формирование в Европе истории философии как автономной области философского знания и показывается, что профессионализация философии стала катализатором дискуссий о природе историко-философского знания и привела к его концептуализации. Раскрывается связь между процессами институали- зации философии в России и появлением первых историко-философских работ на рус ском языке. Для их качественной оценки предлагается рассматривать фигуру Сократа, в описании воззрений которого, как в фокусе, представлены способы философской саморефлексии. Показывается вторичный, компилятивный характер первых отече ственных историй философии. Вторая часть статьи посвящена исследованию истории древней философии в России. Показывается, что обращение к этому периоду связано с утверждением 30-е годы XIX в. нового вектора развития философии c дальнейшей ее профессионализацией. Освоение древней философии способствует расширению инструментария истории философии и преодолению ее поверхностного, упрощенного изложения. О новом качестве истории философии как самостоятельной науки и учеб- ной дисциплины свидетельствует полемика о задачах истории философии, развер нувшаяся в 90-е годы XIX в. между двумя мыслителями — Н. Н. Страховым-старшим (1828–1896) и Н. Н. Страховым-младшим (1852–1928). Ее анализ в заключительной час ти статьи позволяет утверждать, что к концу XIX в. в России формируется история философии как самостоятельная специализированная область философского знания.",
author = "Мочалова, {Ирина Николаевна}",
year = "2019",
doi = "10.21638/spbu17.2019.105",
language = "русский",
volume = "35",
pages = "56--69",
journal = " Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология ",
issn = "2542-2278",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Формирование отечественной историко-философской традиции. Феномен Сократа

AU - Мочалова, Ирина Николаевна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - В статье анализируется процесс формирования отечественной истории философской мысли. Переоценка российскими философами советских мировоззренческих ориен- тиров привела к переоценке философии отдельных мыслителей и методологического инструментария истории философии. В этой связи осмысление прошлого историко- философского знания, способов его производства и трансляции понимается как не- обходимое условие для выработки новых историко-философских стратегий. В пер- вой части статьи рассматривается формирование в Европе истории философии как автономной области философского знания и показывается, что профессионализация философии стала катализатором дискуссий о природе историко-философского знания и привела к его концептуализации. Раскрывается связь между процессами институали- зации философии в России и появлением первых историко-философских работ на рус ском языке. Для их качественной оценки предлагается рассматривать фигуру Сократа, в описании воззрений которого, как в фокусе, представлены способы философской саморефлексии. Показывается вторичный, компилятивный характер первых отече ственных историй философии. Вторая часть статьи посвящена исследованию истории древней философии в России. Показывается, что обращение к этому периоду связано с утверждением 30-е годы XIX в. нового вектора развития философии c дальнейшей ее профессионализацией. Освоение древней философии способствует расширению инструментария истории философии и преодолению ее поверхностного, упрощенного изложения. О новом качестве истории философии как самостоятельной науки и учеб- ной дисциплины свидетельствует полемика о задачах истории философии, развер нувшаяся в 90-е годы XIX в. между двумя мыслителями — Н. Н. Страховым-старшим (1828–1896) и Н. Н. Страховым-младшим (1852–1928). Ее анализ в заключительной час ти статьи позволяет утверждать, что к концу XIX в. в России формируется история философии как самостоятельная специализированная область философского знания.

AB - В статье анализируется процесс формирования отечественной истории философской мысли. Переоценка российскими философами советских мировоззренческих ориен- тиров привела к переоценке философии отдельных мыслителей и методологического инструментария истории философии. В этой связи осмысление прошлого историко- философского знания, способов его производства и трансляции понимается как не- обходимое условие для выработки новых историко-философских стратегий. В пер- вой части статьи рассматривается формирование в Европе истории философии как автономной области философского знания и показывается, что профессионализация философии стала катализатором дискуссий о природе историко-философского знания и привела к его концептуализации. Раскрывается связь между процессами институали- зации философии в России и появлением первых историко-философских работ на рус ском языке. Для их качественной оценки предлагается рассматривать фигуру Сократа, в описании воззрений которого, как в фокусе, представлены способы философской саморефлексии. Показывается вторичный, компилятивный характер первых отече ственных историй философии. Вторая часть статьи посвящена исследованию истории древней философии в России. Показывается, что обращение к этому периоду связано с утверждением 30-е годы XIX в. нового вектора развития философии c дальнейшей ее профессионализацией. Освоение древней философии способствует расширению инструментария истории философии и преодолению ее поверхностного, упрощенного изложения. О новом качестве истории философии как самостоятельной науки и учеб- ной дисциплины свидетельствует полемика о задачах истории философии, развер нувшаяся в 90-е годы XIX в. между двумя мыслителями — Н. Н. Страховым-старшим (1828–1896) и Н. Н. Страховым-младшим (1852–1928). Ее анализ в заключительной час ти статьи позволяет утверждать, что к концу XIX в. в России формируется история философии как самостоятельная специализированная область философского знания.

U2 - 10.21638/spbu17.2019.105

DO - 10.21638/spbu17.2019.105

M3 - статья

VL - 35

SP - 56

EP - 69

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

SN - 2542-2278

IS - 1

ER -

ID: 74700155