Standard

«Слепое пятно» политического мышления Ханны Арендт. / Кузин, Иван Владиленович.

In: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ, Vol. 16, No. 2, 01.01.2017, p. 221-252.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Кузин, Иван Владиленович. / «Слепое пятно» политического мышления Ханны Арендт. In: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ. 2017 ; Vol. 16, No. 2. pp. 221-252.

BibTeX

@article{4f4934b7a1034e8396a2e8dc4a961745,
title = "«Слепое пятно» политического мышления Ханны Арендт",
abstract = "Исследование посвящено конструктивному анализу феномена «слепого пятна» в контексте политической рефлексии социально-исторических событий. Данное явление, будучи частью самого мышления, имеет двойственную природу, влияющую на формирование наших суждений. Помимо этого в статье показывается, как действие «слепого пятна» относится к убеждению, с одной стороны, обеспечивающего возможность вынесения исторического суждения, с другой стороны, проясняющего природу возникающих сомнений относительно объективности исторического познания. В качестве примера данной аналитики рассматривается интерпретация теории способности суждения, предложенная Х. Арендт. Паралич критического мышления, связанный с вторжением «слепого пятна», является результатом абсолютизации теоретического разума, что сказывается на политических и моральных оценках истории. В исследовании на примере некоторых политических оценок, которые дает Х. Арендт трагическим событиям XX века, раскрываются особенности работы «слепого пятна» в мышлении. Осознание этого явления способствует более чуткому отношению к особенному, о жизни которого повествует история, а также – смягчению идеологической ангажированности ради установления более взвешенных отношений между культурами, предотвращая тем самым невольно возникающее культурное высокомерие.В итоге, в статье показано, как обособляющая интенция способности суждения отражается на «социализации» теоретического разума; как двоякое свойство феномена «слепого пятна» мышления оказывает влияние на оценку исторических и политических реалий и, как следствие, вновь достигается осознание ценности ограничения разума; каким образом и в каком смысле справедливые гуманистические выводы, которые стремится сделать Арендт из проанализированных ею тоталитарных режимов ХХ в. и из кантовского учения о способности суждения, подспудно несут с собой опасность неприемлемого противопоставления различных культурных идентичностей.",
keywords = "Арендт, Кант, политическое, способность суждения, родовое, индивидуальность, масса",
author = "Кузин, {Иван Владиленович}",
year = "2017",
month = jan,
day = "1",
doi = "10.17323/1728-192X-2017-2-221-252",
language = "русский",
volume = "16",
pages = "221--252",
journal = "СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ",
issn = "1728-192X",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Слепое пятно» политического мышления Ханны Арендт

AU - Кузин, Иван Владиленович

PY - 2017/1/1

Y1 - 2017/1/1

N2 - Исследование посвящено конструктивному анализу феномена «слепого пятна» в контексте политической рефлексии социально-исторических событий. Данное явление, будучи частью самого мышления, имеет двойственную природу, влияющую на формирование наших суждений. Помимо этого в статье показывается, как действие «слепого пятна» относится к убеждению, с одной стороны, обеспечивающего возможность вынесения исторического суждения, с другой стороны, проясняющего природу возникающих сомнений относительно объективности исторического познания. В качестве примера данной аналитики рассматривается интерпретация теории способности суждения, предложенная Х. Арендт. Паралич критического мышления, связанный с вторжением «слепого пятна», является результатом абсолютизации теоретического разума, что сказывается на политических и моральных оценках истории. В исследовании на примере некоторых политических оценок, которые дает Х. Арендт трагическим событиям XX века, раскрываются особенности работы «слепого пятна» в мышлении. Осознание этого явления способствует более чуткому отношению к особенному, о жизни которого повествует история, а также – смягчению идеологической ангажированности ради установления более взвешенных отношений между культурами, предотвращая тем самым невольно возникающее культурное высокомерие.В итоге, в статье показано, как обособляющая интенция способности суждения отражается на «социализации» теоретического разума; как двоякое свойство феномена «слепого пятна» мышления оказывает влияние на оценку исторических и политических реалий и, как следствие, вновь достигается осознание ценности ограничения разума; каким образом и в каком смысле справедливые гуманистические выводы, которые стремится сделать Арендт из проанализированных ею тоталитарных режимов ХХ в. и из кантовского учения о способности суждения, подспудно несут с собой опасность неприемлемого противопоставления различных культурных идентичностей.

AB - Исследование посвящено конструктивному анализу феномена «слепого пятна» в контексте политической рефлексии социально-исторических событий. Данное явление, будучи частью самого мышления, имеет двойственную природу, влияющую на формирование наших суждений. Помимо этого в статье показывается, как действие «слепого пятна» относится к убеждению, с одной стороны, обеспечивающего возможность вынесения исторического суждения, с другой стороны, проясняющего природу возникающих сомнений относительно объективности исторического познания. В качестве примера данной аналитики рассматривается интерпретация теории способности суждения, предложенная Х. Арендт. Паралич критического мышления, связанный с вторжением «слепого пятна», является результатом абсолютизации теоретического разума, что сказывается на политических и моральных оценках истории. В исследовании на примере некоторых политических оценок, которые дает Х. Арендт трагическим событиям XX века, раскрываются особенности работы «слепого пятна» в мышлении. Осознание этого явления способствует более чуткому отношению к особенному, о жизни которого повествует история, а также – смягчению идеологической ангажированности ради установления более взвешенных отношений между культурами, предотвращая тем самым невольно возникающее культурное высокомерие.В итоге, в статье показано, как обособляющая интенция способности суждения отражается на «социализации» теоретического разума; как двоякое свойство феномена «слепого пятна» мышления оказывает влияние на оценку исторических и политических реалий и, как следствие, вновь достигается осознание ценности ограничения разума; каким образом и в каком смысле справедливые гуманистические выводы, которые стремится сделать Арендт из проанализированных ею тоталитарных режимов ХХ в. и из кантовского учения о способности суждения, подспудно несут с собой опасность неприемлемого противопоставления различных культурных идентичностей.

KW - Арендт, Кант, политическое, способность суждения, родовое, индивидуальность, масса

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85021774661&partnerID=8YFLogxK

U2 - 10.17323/1728-192X-2017-2-221-252

DO - 10.17323/1728-192X-2017-2-221-252

M3 - статья

AN - SCOPUS:85021774661

VL - 16

SP - 221

EP - 252

JO - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

JF - СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

SN - 1728-192X

IS - 2

ER -

ID: 9138546