Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. / Котин, Игорь Юрьевич.
In: Этнография, No. 2, 05.2022, p. 191-212.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники
AU - Котин, Игорь Юрьевич
N1 - Котин И. Ю. Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. Этнография. 2022. 2 (16): 191–212.
PY - 2022/5
Y1 - 2022/5
N2 - В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).
AB - В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).
KW - Индия, сикхи календарные праздники, календарь Нанакшахи
KW - Sikhism
KW - Sikh identity
KW - Guru Nanak
KW - Arjun Dev
KW - Gobind Singh
UR - https://etnografia.kunstkamera.ru/archive/2022_nomer_2_16/kotin_i_yu_kalendar_nanakshahi_i_sikhskie_kalendarnye_prazdniki
U2 - DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212
DO - DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212
M3 - статья
SP - 191
EP - 212
JO - Etnografia
JF - Etnografia
SN - 2618-8600
IS - 2
ER -
ID: 102689657