Standard

Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. / Котин, Игорь Юрьевич.

In: Этнография, No. 2, 05.2022, p. 191-212.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{22178e314e4e4a9283b4d005077662f6,
title = "Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники",
abstract = "В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).",
keywords = "Индия, сикхи календарные праздники, календарь Нанакшахи, Sikhism, Sikh identity, Guru Nanak, Arjun Dev, Gobind Singh",
author = "Котин, {Игорь Юрьевич}",
note = "Котин И. Ю. Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. Этнография. 2022. 2 (16): 191–212. ",
year = "2022",
month = may,
doi = "DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212",
language = "русский",
pages = "191--212",
journal = "Etnografia",
issn = "2618-8600",
publisher = "Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) ",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники

AU - Котин, Игорь Юрьевич

N1 - Котин И. Ю. Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. Этнография. 2022. 2 (16): 191–212.

PY - 2022/5

Y1 - 2022/5

N2 - В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).

AB - В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469–1539) создал общину своих учеников (шишья, сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись единому богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый последующий из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Вайшакхи [Байсакхи], Дивали) календарные даты событий сикхской истории (и прежде всего даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру) стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще больше усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру — гурпурб. При этом даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).

KW - Индия, сикхи календарные праздники, календарь Нанакшахи

KW - Sikhism

KW - Sikh identity

KW - Guru Nanak

KW - Arjun Dev

KW - Gobind Singh

UR - https://etnografia.kunstkamera.ru/archive/2022_nomer_2_16/kotin_i_yu_kalendar_nanakshahi_i_sikhskie_kalendarnye_prazdniki

U2 - DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212

DO - DOI: 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212

M3 - статья

SP - 191

EP - 212

JO - Etnografia

JF - Etnografia

SN - 2618-8600

IS - 2

ER -

ID: 102689657