Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИФА ФИЛИПОМ ПУЛМАНОМ. / Анцыферова, Ольга Юрьевна.
In: ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, Vol. 25, No. 1, 2023, p. 151-165.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - ДУАЛИСТИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО МИФА ФИЛИПОМ ПУЛМАНОМ
AU - Анцыферова, Ольга Юрьевна
N1 - Conference code: 2
PY - 2023
Y1 - 2023
N2 - На примере книги Ф. Пулмана «Добрый человек Иисус и негодник Христос»(2010), созданной в рамках издательского проекта «Миф», изучается корре-ляция мифа и литературы, специфичная для словесности XXI в. и опосредо-ванная влиянием постмодернизма и массовой культуры. Созданная Пулманомкнига рассматривается как пример использования мифа в интересах полемики автора с влиятельными идейными веяниями современности (ср. «Пенелопиада» М. Этвуд — полемика с феминизмом). Книга, вкупе с авторскими эссе, прочитывается не только как образец апокрифической литературы, столь характерной для писателей XX в. при обращении к теме христианства, но и как документ магистральной идейной установки творчества Пулмана — его антиклерикализма и атеизма. Яростный полемический запал, граничащий с богохульством, находит свое рельефное выражение в приеме персонажной редупликации (личность Иисуса Христа расщепляется надвое). Цель статьи — исследовать мировоззренческие и социокультурные корни этого приема, степень его интеллектуально-художнической оригинальности, его индивидуально-авторские предпосылки. Работа Пулмана с каноническими и неканоническими евангелиями приводит британского писателя к проблематизации их жанровой природы и нарративной структуры, ономастический статистический анализ заставляет его выстроить художественную гипотезу о возможной редупликации исторического персонажа и создать таким образом контрафактуальную ситуацию, с помощью которой он не только подвергает сомнению религиозные догмы, но и делает каждого из своих читателей ответственным за тот облик, который приняла история богочеловека.Используя методологию историко-литературного, сравнительно-типологического, нарратологического и интермедиального анализа, автор статьи приходит к выводу, что дуализм образа Иисуса Христа может корениться в проблемности его антропонима, а также несомненно связан с состоянием постмодернистского научного знания, с расшатыванием религиозных догм в условиях интеллектуального и этического плюрализма, с влиянием на Пулмана идей гностицизма, с воздействием массовой культуры (кино, комиксы).
AB - На примере книги Ф. Пулмана «Добрый человек Иисус и негодник Христос»(2010), созданной в рамках издательского проекта «Миф», изучается корре-ляция мифа и литературы, специфичная для словесности XXI в. и опосредо-ванная влиянием постмодернизма и массовой культуры. Созданная Пулманомкнига рассматривается как пример использования мифа в интересах полемики автора с влиятельными идейными веяниями современности (ср. «Пенелопиада» М. Этвуд — полемика с феминизмом). Книга, вкупе с авторскими эссе, прочитывается не только как образец апокрифической литературы, столь характерной для писателей XX в. при обращении к теме христианства, но и как документ магистральной идейной установки творчества Пулмана — его антиклерикализма и атеизма. Яростный полемический запал, граничащий с богохульством, находит свое рельефное выражение в приеме персонажной редупликации (личность Иисуса Христа расщепляется надвое). Цель статьи — исследовать мировоззренческие и социокультурные корни этого приема, степень его интеллектуально-художнической оригинальности, его индивидуально-авторские предпосылки. Работа Пулмана с каноническими и неканоническими евангелиями приводит британского писателя к проблематизации их жанровой природы и нарративной структуры, ономастический статистический анализ заставляет его выстроить художественную гипотезу о возможной редупликации исторического персонажа и создать таким образом контрафактуальную ситуацию, с помощью которой он не только подвергает сомнению религиозные догмы, но и делает каждого из своих читателей ответственным за тот облик, который приняла история богочеловека.Используя методологию историко-литературного, сравнительно-типологического, нарратологического и интермедиального анализа, автор статьи приходит к выводу, что дуализм образа Иисуса Христа может корениться в проблемности его антропонима, а также несомненно связан с состоянием постмодернистского научного знания, с расшатыванием религиозных догм в условиях интеллектуального и этического плюрализма, с влиянием на Пулмана идей гностицизма, с воздействием массовой культуры (кино, комиксы).
KW - Филип Пулман; миф; критика христианства; художествен- ная редупликация; апокрифы; гностицизм; массовая культура; постмодернизм
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/747c65b1-c40b-375b-86d8-64010648c5e6/
U2 - 10.15826/izv2.2023.25.1.010
DO - 10.15826/izv2.2023.25.1.010
M3 - статья
VL - 25
SP - 151
EP - 165
JO - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
JF - ИЗВЕСТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 2: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
SN - 2227-2283
IS - 1
T2 - МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ<br/>«КОМПАРАТИВНЫЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ» (Конвент УГИ -2022)<br/><br/><br/>
Y2 - 18 April 2022 through 20 April 2022
ER -
ID: 104047942