На примере книги Ф. Пулмана «Добрый человек Иисус и негодник Христос»
(2010), созданной в рамках издательского проекта «Миф», изучается корре-
ляция мифа и литературы, специфичная для словесности XXI в. и опосредо-
ванная влиянием постмодернизма и массовой культуры. Созданная Пулманом
книга рассматривается как пример использования мифа в интересах полемики автора с влиятельными идейными веяниями современности (ср. «Пенелопиада» М. Этвуд — полемика с феминизмом). Книга, вкупе с авторскими эссе, прочитывается не только как образец апокрифической литературы, столь характерной для писателей XX в. при обращении к теме христианства, но и как документ магистральной идейной установки творчества Пулмана — его антиклерикализма и атеизма. Яростный полемический запал, граничащий с богохульством, находит свое рельефное выражение в приеме персонажной редупликации (личность Иисуса Христа расщепляется надвое). Цель статьи — исследовать мировоззренческие и социокультурные корни этого приема, степень его интеллектуально-
художнической оригинальности, его индивидуально-авторские предпосылки. Работа Пулмана с каноническими и неканоническими евангелиями приводит британского писателя к проблематизации их жанровой природы и нарративной структуры, ономастический статистический анализ заставляет его выстроить художественную гипотезу о возможной редупликации исторического персонажа и создать таким образом контрафактуальную ситуацию, с помощью которой он не только подвергает сомнению религиозные догмы, но и делает каждого из своих читателей ответственным за тот облик, который приняла история богочеловека.
Используя методологию историко-литературного, сравнительно-типологического, нарратологического и интермедиального анализа, автор статьи приходит к выводу, что дуализм образа Иисуса Христа может корениться в проблемности его антропонима, а также несомненно связан с состоянием постмодернистского научного знания, с расшатыванием религиозных догм в условиях интеллектуального и этического плюрализма, с влиянием на Пулмана идей гностицизма, с воздействием массовой культуры (кино, комиксы).