Поскольку экранное пространство является лишь отражением реальной действительности, то, используя применительно к кинематографу такие понятия, как «реальное» и «воображаемое», мы, конечно, имеем в виду условно реальное и условно воображаемое. Уже в фильмах немого периода можно видеть различные способы включения в реальное художественное пространство эпизодов воображаемого и сновидческого пространства. В звуковом кино сочетание в фильме реального и ирреального становится одним из существенных драматургических и изобразительных приемов. При этом авторы, учитывая особенности восприятия зрителя, с помощью изображения и звука дают ему понять, где реальное, а где ирреальное экранное пространство. За рамками исследования остаются эстетические особенности создания в кино такого ирреального пространства, как сновидческое, сказочное и виртуальное. Основное внимание в статье уделено художественной трактовке в фильмах ХХ–начала XXI вв. эпизодов, представляющих собой воображение героя. Воображаемые персонажами ситуации ра