Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference abstracts › peer-review
Моральные установки и ценностный конфликт. / Артемов, Георгий Петрович.
Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2016. Наследие Аристотеля и современная этика: Материалы VIII международной конференции 17-19 ноября 2016 г.. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2016. p. 27-29.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference abstracts › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - Моральные установки и ценностный конфликт
AU - Артемов, Георгий Петрович
PY - 2016
Y1 - 2016
N2 - Моральная установка рассматривается в докладе как предрасположенность человека к определенному типу восприятию других людей – позитивному или негативному. Предрасположенность к позитивному восприятию человеком других людей выражается в его доверительном отношении к людям, уверенности в их честности и готовности прийти на помощь. Предрасположенность к негативному восприятию человеком других людей выражается в его осторожном отношении к людям, в его уверенности в их своекорыстии и эгоизме. Позитивное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, совпадающие с теми ценностями, на которые ориентируется он сам. Негативное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, противоположные тем, на которые ориентируется он сам. Ценность представляет собой убеждение человека в приоритетности одних жизненных целей перед другими, противоположными жизненными целями. Приверженность людей противоположным жизненным целям связана с их предрасположенностью к противоположным типам восприятия окружающих. Противоположность моральных установок обусловлена наличием у людей различных представлений о добре и зле, хороших и плохих, правильных и неправильных поступках. Эти представления меняются в соответствии с изменением характера самого общества. На смену традиционной морали аграрного общества, имевшей религиозный характер, приходит рациональная мораль индустриального общества, имеющая светский характер. При переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии, рациональная мораль, основанная на подчинении нравственному долгу, сменяется пострациональной моралью, основанной на свободном выборе стандартов поведения.Известные концепции и методики изучения ценностей: М. Рокича, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н.И. Лапина и др., предполагают выбор между противоположными жизненными целями. Как правило, применение этих методик к изучению реального массового сознания позволяет воспроизвести инвариантные структуры ценностных ориентаций, характерные для представителей определенных национальных, региональных, этнических, профессиональных и конфессиональных сообществ. Моральные установки, преобладающие в этих сообществах, оказывают решающее влияние на идентификацию с противостоящими друг другу жизненными целями, и тем самым порождают ценностные конфликты внутри сообществ.Для проверки этих утверждений необходимо исследовать реальные социальные практики современных обществ. Эту задачу можно решить с помощью анализа результатов реализации мониторинговых международных исследовательских проектов, в которых имеются данные, характеризующие моральные установки и ценностные ориентации населения различных стран, а также моральные установки и ценностные ориентации представителей различных социальных групп, на которые делится население этих стран.
AB - Моральная установка рассматривается в докладе как предрасположенность человека к определенному типу восприятию других людей – позитивному или негативному. Предрасположенность к позитивному восприятию человеком других людей выражается в его доверительном отношении к людям, уверенности в их честности и готовности прийти на помощь. Предрасположенность к негативному восприятию человеком других людей выражается в его осторожном отношении к людям, в его уверенности в их своекорыстии и эгоизме. Позитивное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, совпадающие с теми ценностями, на которые ориентируется он сам. Негативное отношение человека к другим людям основано на его уверенности в том, что другие люди ориентируются на ценности, противоположные тем, на которые ориентируется он сам. Ценность представляет собой убеждение человека в приоритетности одних жизненных целей перед другими, противоположными жизненными целями. Приверженность людей противоположным жизненным целям связана с их предрасположенностью к противоположным типам восприятия окружающих. Противоположность моральных установок обусловлена наличием у людей различных представлений о добре и зле, хороших и плохих, правильных и неправильных поступках. Эти представления меняются в соответствии с изменением характера самого общества. На смену традиционной морали аграрного общества, имевшей религиозный характер, приходит рациональная мораль индустриального общества, имеющая светский характер. При переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной стадии, рациональная мораль, основанная на подчинении нравственному долгу, сменяется пострациональной моралью, основанной на свободном выборе стандартов поведения.Известные концепции и методики изучения ценностей: М. Рокича, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н.И. Лапина и др., предполагают выбор между противоположными жизненными целями. Как правило, применение этих методик к изучению реального массового сознания позволяет воспроизвести инвариантные структуры ценностных ориентаций, характерные для представителей определенных национальных, региональных, этнических, профессиональных и конфессиональных сообществ. Моральные установки, преобладающие в этих сообществах, оказывают решающее влияние на идентификацию с противостоящими друг другу жизненными целями, и тем самым порождают ценностные конфликты внутри сообществ.Для проверки этих утверждений необходимо исследовать реальные социальные практики современных обществ. Эту задачу можно решить с помощью анализа результатов реализации мониторинговых международных исследовательских проектов, в которых имеются данные, характеризующие моральные установки и ценностные ориентации населения различных стран, а также моральные установки и ценностные ориентации представителей различных социальных групп, на которые делится население этих стран.
KW - моральные установки, моральные оценки, ценностный конфликт, моральная практика
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32596302&pff=1
M3 - тезисы в сборнике материалов конференции
SP - 27
EP - 29
BT - Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2016. Наследие Аристотеля и современная этика
PB - Санкт-Петербургское философское общество
CY - СПб.
T2 - Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2016. Наследие Аристотеля и современная этика
Y2 - 17 November 2016 through 19 November 2016
ER -
ID: 88524942