Цель исследования - изучение и сравнение особенностей социально-психологической зрелости молодых предпринимателей и сотрудников организаций. Основная гипотеза исследования, что существуют специфические и общие особенности социально-психологической зрелости молодых людей в бизнес-среде, частично подтвердилась. В эмпирическом исследовании использовались такие методики как шкала самоуважения М. Розенберга, тест мотивации достижения А. Мехрабиана, методика оценки способности к саморазвитию Е. И. Рогова, методика «Диагностика принятия других» В. Фейя, авторская методика А. Б. Купрейченко доверия/недоверия личности миру, другим людям, себе. Актуальность исследования проявляется в отсутствии на сегодняшний день наиболее полно описанной модели социально-психологической зрелости. Мы считаем, что это связано с отсутствием понимания ключевых факторов этой психологической категории. В своей работе мы опираемся на концепцию Н.И Леонова и М. М. Главатских о необходимости рассмотрения феномена социально-психологической зрелости с точки социально ориентированных и индивидуально ориентированных особенностей данного феномена таких, как мотивация достижения успеха, саморазвитие личности, доверие, самоуважение и принятие других. Основываясь на полученных результатах исследования можно сделать вывод, что существуют специфические и общие особенности социально-психологической зрелости у молодых предпринимателей и наемных работников. Так молодые предприниматели в среднем отличаются низкой способностью к принятию и доверию по отношению к другим, высоким уровнем общего доверия и доверительного отношения к миру и себе, ситуативным саморазвитием. Молодые сотрудники организаций имеют среднюю способность к принятию других с тенденцией к низкой, средний уровень доверия и доверительного отношения к себе и миру, а также характеризуются остановившимся личностным развитием. Испытуемые в обоих группах имеют уровень самоуважения выше среднего. Большая часть испытуемых обеих групп в одинаковой степени характеризуется наличием мотива избегания неудач и мотива стремления к успеху. Однако в группе молодых предпринимателей в среднем меньше тех, у кого преобладает мотив избегания неудач и больше тех, у кого мотив стремления91к успеху более выражен, чем среди молодых сотрудников организаций.