Standard

Этика и травматический опыт нигилизма. / Сидоров, Алексей Михайлович.

In: STUDIA CULTURAE, No. 40, 2019, p. 152-161.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{9f2f34f19ebe4f5b9b2fc6270c1602d5,
title = "Этика и травматический опыт нигилизма",
abstract = "Статья посвящена этическим проблемам современной философии и культуры. Начало современности описывается как травматический опыт разрыва с традиционными метафизическими основами жизни. Новая интеллектуальная, психологическая и культурная ситуация со времен Ницше получила наименование «нигилизма». Нигилизм и история модерна взаимосвязаны на глубинном уровне. Европейский нигилизм - это утрата действенности божественных и трансцендентных оснований истин, моральных законов и социальных институтов. Задачей современной философии стал поиск ответа на вызов травмы распада значений, ставшей следствием открытия радикальной конечности человека, который не может больше искать опоры в трансцендентном. Наиболее характерным для современности ответом на этот вызов стала позиция «активного нигилизма», связанная с идеей автономии этического субъекта. На основе сопоставления различных концепций современной философии делается вывод о возможности этики и философии субъекта иного типа: без возвращения к метафизической трансценденции и без нигилистической автономии самоутверждающегося субъекта. Такая этика может быть основана на гетерономном травматическом требовании, которое определяет этического субъекта.",
keywords = "этика, нигилизм, травма, СОВРЕМЕННОСТЬ, СУБЪЕКТ, АВТОНОМИЯ, А. БАДЬЮ, Э. Левинас",
author = "Сидоров, {Алексей Михайлович}",
year = "2019",
language = "русский",
pages = "152--161",
journal = "STUDIA CULTURAE",
issn = "2225-3211",
publisher = "Санкт-Петербургское философское общество",
number = "40",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Этика и травматический опыт нигилизма

AU - Сидоров, Алексей Михайлович

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Статья посвящена этическим проблемам современной философии и культуры. Начало современности описывается как травматический опыт разрыва с традиционными метафизическими основами жизни. Новая интеллектуальная, психологическая и культурная ситуация со времен Ницше получила наименование «нигилизма». Нигилизм и история модерна взаимосвязаны на глубинном уровне. Европейский нигилизм - это утрата действенности божественных и трансцендентных оснований истин, моральных законов и социальных институтов. Задачей современной философии стал поиск ответа на вызов травмы распада значений, ставшей следствием открытия радикальной конечности человека, который не может больше искать опоры в трансцендентном. Наиболее характерным для современности ответом на этот вызов стала позиция «активного нигилизма», связанная с идеей автономии этического субъекта. На основе сопоставления различных концепций современной философии делается вывод о возможности этики и философии субъекта иного типа: без возвращения к метафизической трансценденции и без нигилистической автономии самоутверждающегося субъекта. Такая этика может быть основана на гетерономном травматическом требовании, которое определяет этического субъекта.

AB - Статья посвящена этическим проблемам современной философии и культуры. Начало современности описывается как травматический опыт разрыва с традиционными метафизическими основами жизни. Новая интеллектуальная, психологическая и культурная ситуация со времен Ницше получила наименование «нигилизма». Нигилизм и история модерна взаимосвязаны на глубинном уровне. Европейский нигилизм - это утрата действенности божественных и трансцендентных оснований истин, моральных законов и социальных институтов. Задачей современной философии стал поиск ответа на вызов травмы распада значений, ставшей следствием открытия радикальной конечности человека, который не может больше искать опоры в трансцендентном. Наиболее характерным для современности ответом на этот вызов стала позиция «активного нигилизма», связанная с идеей автономии этического субъекта. На основе сопоставления различных концепций современной философии делается вывод о возможности этики и философии субъекта иного типа: без возвращения к метафизической трансценденции и без нигилистической автономии самоутверждающегося субъекта. Такая этика может быть основана на гетерономном травматическом требовании, которое определяет этического субъекта.

KW - этика

KW - нигилизм

KW - травма

KW - СОВРЕМЕННОСТЬ

KW - СУБЪЕКТ

KW - АВТОНОМИЯ

KW - А. БАДЬЮ

KW - Э. Левинас

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42489814

M3 - статья

SP - 152

EP - 161

JO - STUDIA CULTURAE

JF - STUDIA CULTURAE

SN - 2225-3211

IS - 40

ER -

ID: 52387137