Standard

Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии". / Мещерская, Елена Никитична.

Христианский Восток. СПб : Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. p. 283- 296 (Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки; Vol. 8(14)).

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingArticle in an anthologyResearchpeer-review

Harvard

Мещерская, ЕН 2017, Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии". in Христианский Восток. Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки, vol. 8(14), Издательство Государственного Эрмитажа, СПб, pp. 283- 296. <http://syriaca.ru/bibliography/meshcherskaya-e-n-vetkhozavetnye-apokrify-i-iskhod-marii>

APA

Мещерская, Е. Н. (2017). Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии". In Христианский Восток (pp. 283- 296). (Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки; Vol. 8(14)). Издательство Государственного Эрмитажа. http://syriaca.ru/bibliography/meshcherskaya-e-n-vetkhozavetnye-apokrify-i-iskhod-marii

Vancouver

Мещерская ЕН. Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии". In Христианский Восток. СПб: Издательство Государственного Эрмитажа. 2017. p. 283- 296. (Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки).

Author

Мещерская, Елена Никитична. / Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии". Христианский Восток. СПб : Издательство Государственного Эрмитажа, 2017. pp. 283- 296 (Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки).

BibTeX

@inbook{614513472d4e4a4d83ea9dad898151d3,
title = "Ветхозаветные апокрифы и {"}Исход Марии{"}",
abstract = "«Исход Марии», один из первых в христианской литературе текстов, где образ Богоматери используется в антииудейской полемике. В докладе устанавливаются и анализируются источники рассказа о прениях иудеев и христиан в Иерусалиме, содержащегося в этом сирийском апокрифе, датируемом нами временем между 431 и 451 гг.Во-первых, дается сопоставительный анализ этого рассказа с текстом средневекового мидраша «Смерть Моисея» и отрывком из «Стромат» Климента Александрийского. Выявленные сюжетные, смысловые и образные параллели являются доказательством того, что «Исход Марии», как и вообще литературная традиция рассказов об Успении Богородицы, формировались под влиянием разноязычных версий легенд об исходе из Египта и Моисее, а сам праздник Успения рассматривался как третья или «Богородичная Пасха».Во-вторых, рассматривается отрывок из ветхозаветного апокрифа «Завещание Адама», который был заимствован автором сирийского текста «Исход Марии» и включен им в состав этого сирийского произведения. «Исход Марии» является древнейшим текстологическим свидетельством, способствующим датировке и определяющим использование ветхозаветного сюжета христианским автором. Выявлены объем заимствования, характер и особенности заимствованного раздела, а также раскрыто богословское значение использованного автором «Исхода Марии» текста.Анализ ветхозаветных апокрифических источников, использованных автором «Исхода Марии», с одной стороны, позволяет лучше понять идейный замысел составителя компиляции, с другой стороны, представить, каким образом в христианской литературе древности начинает формироваться идейно-образная система представлений о Богородице и складывается ее культ.",
keywords = "АПОКРИФ, ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, Богородица, Иерусалим, Моисей, ИСХОД ИЗ ЕГИПТА, АНТИИУДЕЙСКАЯ ПОЛЕМИКА, УСПЕНИЕ, АДАМ",
author = "Мещерская, {Елена Никитична}",
year = "2017",
language = "русский",
isbn = "978-5-93572-734-5",
series = "Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки",
publisher = "Издательство Государственного Эрмитажа",
pages = "283-- 296",
booktitle = "Христианский Восток",
address = "Российская Федерация",

}

RIS

TY - CHAP

T1 - Ветхозаветные апокрифы и "Исход Марии"

AU - Мещерская, Елена Никитична

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - «Исход Марии», один из первых в христианской литературе текстов, где образ Богоматери используется в антииудейской полемике. В докладе устанавливаются и анализируются источники рассказа о прениях иудеев и христиан в Иерусалиме, содержащегося в этом сирийском апокрифе, датируемом нами временем между 431 и 451 гг.Во-первых, дается сопоставительный анализ этого рассказа с текстом средневекового мидраша «Смерть Моисея» и отрывком из «Стромат» Климента Александрийского. Выявленные сюжетные, смысловые и образные параллели являются доказательством того, что «Исход Марии», как и вообще литературная традиция рассказов об Успении Богородицы, формировались под влиянием разноязычных версий легенд об исходе из Египта и Моисее, а сам праздник Успения рассматривался как третья или «Богородичная Пасха».Во-вторых, рассматривается отрывок из ветхозаветного апокрифа «Завещание Адама», который был заимствован автором сирийского текста «Исход Марии» и включен им в состав этого сирийского произведения. «Исход Марии» является древнейшим текстологическим свидетельством, способствующим датировке и определяющим использование ветхозаветного сюжета христианским автором. Выявлены объем заимствования, характер и особенности заимствованного раздела, а также раскрыто богословское значение использованного автором «Исхода Марии» текста.Анализ ветхозаветных апокрифических источников, использованных автором «Исхода Марии», с одной стороны, позволяет лучше понять идейный замысел составителя компиляции, с другой стороны, представить, каким образом в христианской литературе древности начинает формироваться идейно-образная система представлений о Богородице и складывается ее культ.

AB - «Исход Марии», один из первых в христианской литературе текстов, где образ Богоматери используется в антииудейской полемике. В докладе устанавливаются и анализируются источники рассказа о прениях иудеев и христиан в Иерусалиме, содержащегося в этом сирийском апокрифе, датируемом нами временем между 431 и 451 гг.Во-первых, дается сопоставительный анализ этого рассказа с текстом средневекового мидраша «Смерть Моисея» и отрывком из «Стромат» Климента Александрийского. Выявленные сюжетные, смысловые и образные параллели являются доказательством того, что «Исход Марии», как и вообще литературная традиция рассказов об Успении Богородицы, формировались под влиянием разноязычных версий легенд об исходе из Египта и Моисее, а сам праздник Успения рассматривался как третья или «Богородичная Пасха».Во-вторых, рассматривается отрывок из ветхозаветного апокрифа «Завещание Адама», который был заимствован автором сирийского текста «Исход Марии» и включен им в состав этого сирийского произведения. «Исход Марии» является древнейшим текстологическим свидетельством, способствующим датировке и определяющим использование ветхозаветного сюжета христианским автором. Выявлены объем заимствования, характер и особенности заимствованного раздела, а также раскрыто богословское значение использованного автором «Исхода Марии» текста.Анализ ветхозаветных апокрифических источников, использованных автором «Исхода Марии», с одной стороны, позволяет лучше понять идейный замысел составителя компиляции, с другой стороны, представить, каким образом в христианской литературе древности начинает формироваться идейно-образная система представлений о Богородице и складывается ее культ.

KW - АПОКРИФ

KW - ХРИСТИАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

KW - Богородица

KW - Иерусалим

KW - Моисей

KW - ИСХОД ИЗ ЕГИПТА

KW - АНТИИУДЕЙСКАЯ ПОЛЕМИКА

KW - УСПЕНИЕ

KW - АДАМ

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30479436&pff=1

M3 - статья в сборнике

SN - 978-5-93572-734-5

T3 - Серия, посвященная изучению христианской культуры народов Азии и Африки

SP - 283

EP - 296

BT - Христианский Восток

PB - Издательство Государственного Эрмитажа

CY - СПб

ER -

ID: 11449479