Standard

КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. / Аванесян, Марина Олеговна.

2017. 347-348 Abstract from Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation.

Research output: Contribution to conferenceAbstract

Harvard

Аванесян, МО 2017, 'КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ', Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation, 5/10/17 - 7/10/17 pp. 347-348. <http://psyrus.ru/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf>

APA

Аванесян, М. О. (2017). КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. 347-348. Abstract from Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation. http://psyrus.ru/library/pdf/sborniki_rpo/kazan_2017_2.pdf

Vancouver

Аванесян МО. КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. 2017. Abstract from Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation.

Author

Аванесян, Марина Олеговна. / КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. Abstract from Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation.2 p.

BibTeX

@conference{51fab5e650db42aba5b37279eb7f005a,
title = "КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ",
abstract = "Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляютсячеловеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-тодругое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристикижизни.Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческоммакроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальныхособенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультетапсихологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали двеобщеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – этобагаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у нашихреспондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однакопиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-ций, которые не проявились в словесных формулировках.Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентовсформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этойметафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-348жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа непрорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людейили все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, неимела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти всереспонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисункии ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени вконтексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-тоабстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурнозаданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различалисьв том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.",
author = "Аванесян, {Марина Олеговна}",
note = "Аванесян М.О. Культуральные метафоры времени: индивидуально-личностный аспект // Материалы съезда Российского психологического общества /сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. с. 347-348.; Всероссийский психологический форум : ВСЕРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 5-7 ОКТЯБРЯ 2017 Г., Г. КАЗАНЬ, http://psyrus.ru/news/events/index.php?event=5793 ; Conference date: 05-10-2017 Through 07-10-2017",
year = "2017",
language = "русский",
pages = "347--348",
url = "http://psyrus.ru/congress/2017/",

}

RIS

TY - CONF

T1 - КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ

AU - Аванесян, Марина Олеговна

N1 - Аванесян М.О. Культуральные метафоры времени: индивидуально-личностный аспект // Материалы съезда Российского психологического общества /сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. с. 347-348.

PY - 2017

Y1 - 2017

N2 - Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляютсячеловеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-тодругое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристикижизни.Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческоммакроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальныхособенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультетапсихологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали двеобщеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – этобагаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у нашихреспондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однакопиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-ций, которые не проявились в словесных формулировках.Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентовсформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этойметафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-348жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа непрорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людейили все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, неимела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти всереспонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисункии ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени вконтексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-тоабстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурнозаданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различалисьв том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.

AB - Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляютсячеловеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-тодругое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристикижизни.Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческоммакроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальныхособенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультетапсихологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали двеобщеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – этобагаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у нашихреспондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однакопиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-ций, которые не проявились в словесных формулировках.Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентовсформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этойметафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-348жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа непрорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людейили все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, неимела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти всереспонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисункии ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени вконтексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-тоабстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурнозаданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различалисьв том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.

M3 - тезисы

SP - 347

EP - 348

T2 - Всероссийский психологический форум

Y2 - 5 October 2017 through 7 October 2017

ER -

ID: 9450186