Research output: Contribution to conference › Abstract
КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ. / Аванесян, Марина Олеговна.
2017. 347-348 Abstract from Всероссийский психологический форум, Казань, Russian Federation.Research output: Contribution to conference › Abstract
}
TY - CONF
T1 - КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ МЕТАФОРЫ ВРЕМЕНИ: ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ
AU - Аванесян, Марина Олеговна
N1 - Аванесян М.О. Культуральные метафоры времени: индивидуально-личностный аспект // Материалы съезда Российского психологического общества /сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 2. с. 347-348.
PY - 2017
Y1 - 2017
N2 - Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляютсячеловеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-тодругое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристикижизни.Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческоммакроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальныхособенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультетапсихологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали двеобщеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – этобагаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у нашихреспондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однакопиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-ций, которые не проявились в словесных формулировках.Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентовсформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этойметафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-348жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа непрорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людейили все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, неимела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти всереспонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисункии ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени вконтексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-тоабстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурнозаданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различалисьв том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.
AB - Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляютсячеловеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-тодругое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристикижизни.Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческоммакроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальныхособенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультетапсихологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали двеобщеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – этобагаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у нашихреспондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однакопиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-ций, которые не проявились в словесных формулировках.Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентовсформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этойметафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-348жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа непрорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людейили все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, неимела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти всереспонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисункии ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени вконтексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-тоабстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурнозаданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различалисьв том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.
M3 - тезисы
SP - 347
EP - 348
T2 - Всероссийский психологический форум
Y2 - 5 October 2017 through 7 October 2017
ER -
ID: 9450186