Понимание и переживание времени, разговор о нем осуществляются
человеком с опорой на средства, предоставляемые культурой. Для опи-
сания своей жизни человек может выбрать разнообразные метафоры:
жизнь – это путь, театр, борьба, шахматная игра, а возможно, и что-то
другое. Любая из этих метафор освещает определенные характеристики
жизни.
Однако, исследуя тему метафор жизни на культурно-историческом
макроуровне, мы упускаем психологическую составляющую метафори-
ческого осмысления жизни. В данном контексте мы не будем фокусиро-
ваться на метафоричности как базовом способе постижения реальности,
укоренненом в телесном опыте (embodied cognition) (Лакофф, Джонсон,
2004; Лакофф, 2011). Нашей целью было выявление индивидуальных
особенностей ментальных репрезентаций, связанных с метафорами,
посвященными времени жизни. В исследовании на добровольном нача-
ле участвовало 24 человека в возрасте 17–26 лет, студенты факультета
психологии СПбГУ. В качестве стимульного материала мы выбрали две
общеизвестные метафоры времени: «время – это стрела» и «годы – это
багаж». Каждого респондента мы просили отразить свое понимание ос-
новного смысла метафоры в двух формах: изобразительной и словесной.
Мы использовали метод пиктограмм, поскольку их создание представля-
ет собой целостный акт, в котором объективируются как «эмоциональ-
ные», так и «содержательные» компоненты мыслительного процесса
(Лонгинова, 1998). Был проведен сравнительный качественный анализ
ответов. Со всеми респондентами после выполнения заданий было про-
ведено интервью с целью уточнения параметров рисунков.
В целом, словесные формулировки сути метафор совпадали у наших
респондентов и соответствовали их общепринятому значению. Однако
пиктограммы позволили отразить те особенности образных репрезента-
ций, которые не проявились в словесных формулировках.
Суть метафоры «годы – это багаж» большая часть респондентов
сформулировала как то, что с возрастом накапливается опыт. Для этой
метафоры были выявлены три типа изображений: 1) изображение бага-
348
жа, которое содержало мало деталей, внутреннее содержание багажа не
прорисовывалось или изображалось в виде одинаковых элементов (ква-
дратиков, кружков) (25%); 2) изображение человека, который несет тяже-
лый мешок/рюкзак/сумку (20,8%); 3) несколько этапов прироста багажа,
его накопления в течение жизни (серия изображений «растущих» людей
или все более увеличивающееся количество элементов багажа) (41,6%).
Образная репрезентация смысла метафоры «время – это стрела»,
в отличие от первой метафоры, была представлена стереотипным изо-
бражением – стрелой, летящей слева направо. Стрела, таким образом, не
имела ни начального источника движения, ни конечной цели. Почти все
респонденты отметили, что «время летит с высокой скоростью»; «вре-
мя нельзя остановить и повернуть назад». Исключением стали рисунки
и ответы двух респондентов, которые рассматривали стрелу времени в
контексте человеческой жизни (напр., на траектории полета стрелы от-
мечена точка начала полета – «зачатие»). Только в одном случае фрейм
«стрелы» расширил понимание времени: «время убивает; время – что-то
абстрактное, запущенное кем-то или чем-то (богом, судьбой)».
Таким образом, несмотря на то, что метафоры являются культурно
заданными формами осмысления опыта («универсальными ключами»),
конструирование их смысла осуществляется с помощью индивидуаль-
ных ментальных репрезентаций. Кроме того, респонденты различались
в том, насколько для конструирования смысла метафоры они использо-
вали уже готовые знаковые средства – как словесные, так и образные.
Original languageRussian
Pages347-348
Number of pages2
StatePublished - 2017
EventВсероссийский психологический форум: ВСЕРОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ, 5-7 ОКТЯБРЯ 2017 Г., Г. КАЗАНЬ - Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Russian Federation
Duration: 5 Oct 20177 Oct 2017
http://psyrus.ru/congress/2017/

Conference

ConferenceВсероссийский психологический форум
Abbreviated titlehttp://psyrus.ru/news/events/index.php?event=5793
Country/TerritoryRussian Federation
CityКазань
Period5/10/177/10/17
Internet address

    Scopus subject areas

  • Psychology (miscellaneous)

ID: 9450186