Standard

Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов. / Цветова, Наталья Сергеевна.

In: ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, Vol. 16, No. 4, 2021, p. 107-116.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Цветова, НС 2021, 'Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов', ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, vol. 16, no. 4, pp. 107-116.

APA

Цветова, Н. С. (2021). Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов. ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ, 16(4), 107-116.

Vancouver

Цветова НС. Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов. ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021;16(4):107-116.

Author

Цветова, Наталья Сергеевна. / Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов. In: ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР. СЕРИЯ: ФИЛОЛОГИЯ, ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021 ; Vol. 16, No. 4. pp. 107-116.

BibTeX

@article{4fe17e15b4d4411abe0ef7fca4973ae2,
title = "Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов",
abstract = "В статье представлены результаты исследования динамики смысловой структуры ключевых концеп- тов современного российского медиадискурса: семья, патриотизм, бизнес. Актуальность темы статьи обусловлена, с одной стороны, огромным воздействующим потенциалом медиатекстов, с другой – оформ- лением семантико-когнитивного подхода к медиаречи. Задача автора – выявление особенностей модер- низации смысловой структуры концептов, обладающих аксиологическим содержанием. Для реализации задачи использован трёхступенчатый аналитический алгоритм, предполагающий анализ лексикографи- ческого описания слова-концепта, выявление его реального содержания, исследование дискурсивной интерпретации в медийном пространстве – выявление ценностного компонента смысловой структуры концепта, презентованного в журналистских лексико-фразеологических стереотипах и в оригинальных контекстах, формирующих ассоциативно-смысловое поле. Эмпирическая база исследования – более 200 медиатекстов разной жанровой принадлежности, опубликованных в 2000–2021 гг. в российских СМИ разного типа и разной дискурсивной принадлежности, отобранных в процессе мониторинга медиапро- странства и целевой выборки из Национального корпуса русского языка. При создании эмпирической базы использовался метод репрезентативной выборки. Предпочтение отдавалось текстам, смысл кото- рых определяется семантикой отобранных для анализа слов-концептов. Методологические основания авторской концепции – положения о диалектической взаимосвязи языка и мышления, представленные в фундаментальных работах по функциональной стилистике, когнитивной лингвистике, лингвокультуроло- гии, концептологии. Автор приходит к выводу, что современные медиа активно работают в первую оче- редь над модернизацией аксиологического (ценностного) компонента смысловой структуры ментально значимых концептов. Техники преобразования концептуальных ассоциативно-смысловых полей связаны с нейтрализацией конфликтов, обусловленных общей установкой современных медиасистем на форми- рование консолидированной картины мира с предельно минимизированным национальным компонен- том. Перспективы разработки данной темы исследования связаны с развитием аксиологии журналистики и с формированием медиаантропологии, с разработкой новых аналитических методик, соответствующих давней идее М. М. Бахтина, настаивавшего на необходимости создания национальной компаративисти- ки – научного направления, объединяющего достижения многих гуманитарных дисциплин.",
author = "Цветова, {Наталья Сергеевна}",
note = "Цветова Н. С. Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 107–116. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-107-116.",
year = "2021",
language = "русский",
volume = "16",
pages = "107--116",
journal = "ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР",
issn = "1996-7853",
publisher = "Забайкальский государственный университет",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов

AU - Цветова, Наталья Сергеевна

N1 - Цветова Н. С. Актуальные медиаконцепты: динамика ценностных смыслов // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 4. С. 107–116. DOI: 10.21209/1996-7853-2021-16-4-107-116.

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В статье представлены результаты исследования динамики смысловой структуры ключевых концеп- тов современного российского медиадискурса: семья, патриотизм, бизнес. Актуальность темы статьи обусловлена, с одной стороны, огромным воздействующим потенциалом медиатекстов, с другой – оформ- лением семантико-когнитивного подхода к медиаречи. Задача автора – выявление особенностей модер- низации смысловой структуры концептов, обладающих аксиологическим содержанием. Для реализации задачи использован трёхступенчатый аналитический алгоритм, предполагающий анализ лексикографи- ческого описания слова-концепта, выявление его реального содержания, исследование дискурсивной интерпретации в медийном пространстве – выявление ценностного компонента смысловой структуры концепта, презентованного в журналистских лексико-фразеологических стереотипах и в оригинальных контекстах, формирующих ассоциативно-смысловое поле. Эмпирическая база исследования – более 200 медиатекстов разной жанровой принадлежности, опубликованных в 2000–2021 гг. в российских СМИ разного типа и разной дискурсивной принадлежности, отобранных в процессе мониторинга медиапро- странства и целевой выборки из Национального корпуса русского языка. При создании эмпирической базы использовался метод репрезентативной выборки. Предпочтение отдавалось текстам, смысл кото- рых определяется семантикой отобранных для анализа слов-концептов. Методологические основания авторской концепции – положения о диалектической взаимосвязи языка и мышления, представленные в фундаментальных работах по функциональной стилистике, когнитивной лингвистике, лингвокультуроло- гии, концептологии. Автор приходит к выводу, что современные медиа активно работают в первую оче- редь над модернизацией аксиологического (ценностного) компонента смысловой структуры ментально значимых концептов. Техники преобразования концептуальных ассоциативно-смысловых полей связаны с нейтрализацией конфликтов, обусловленных общей установкой современных медиасистем на форми- рование консолидированной картины мира с предельно минимизированным национальным компонен- том. Перспективы разработки данной темы исследования связаны с развитием аксиологии журналистики и с формированием медиаантропологии, с разработкой новых аналитических методик, соответствующих давней идее М. М. Бахтина, настаивавшего на необходимости создания национальной компаративисти- ки – научного направления, объединяющего достижения многих гуманитарных дисциплин.

AB - В статье представлены результаты исследования динамики смысловой структуры ключевых концеп- тов современного российского медиадискурса: семья, патриотизм, бизнес. Актуальность темы статьи обусловлена, с одной стороны, огромным воздействующим потенциалом медиатекстов, с другой – оформ- лением семантико-когнитивного подхода к медиаречи. Задача автора – выявление особенностей модер- низации смысловой структуры концептов, обладающих аксиологическим содержанием. Для реализации задачи использован трёхступенчатый аналитический алгоритм, предполагающий анализ лексикографи- ческого описания слова-концепта, выявление его реального содержания, исследование дискурсивной интерпретации в медийном пространстве – выявление ценностного компонента смысловой структуры концепта, презентованного в журналистских лексико-фразеологических стереотипах и в оригинальных контекстах, формирующих ассоциативно-смысловое поле. Эмпирическая база исследования – более 200 медиатекстов разной жанровой принадлежности, опубликованных в 2000–2021 гг. в российских СМИ разного типа и разной дискурсивной принадлежности, отобранных в процессе мониторинга медиапро- странства и целевой выборки из Национального корпуса русского языка. При создании эмпирической базы использовался метод репрезентативной выборки. Предпочтение отдавалось текстам, смысл кото- рых определяется семантикой отобранных для анализа слов-концептов. Методологические основания авторской концепции – положения о диалектической взаимосвязи языка и мышления, представленные в фундаментальных работах по функциональной стилистике, когнитивной лингвистике, лингвокультуроло- гии, концептологии. Автор приходит к выводу, что современные медиа активно работают в первую оче- редь над модернизацией аксиологического (ценностного) компонента смысловой структуры ментально значимых концептов. Техники преобразования концептуальных ассоциативно-смысловых полей связаны с нейтрализацией конфликтов, обусловленных общей установкой современных медиасистем на форми- рование консолидированной картины мира с предельно минимизированным национальным компонен- том. Перспективы разработки данной темы исследования связаны с развитием аксиологии журналистики и с формированием медиаантропологии, с разработкой новых аналитических методик, соответствующих давней идее М. М. Бахтина, настаивавшего на необходимости создания национальной компаративисти- ки – научного направления, объединяющего достижения многих гуманитарных дисциплин.

UR - http://zabvektor.com/wp-content/plugins/zv-magazine-manager/article-information-page.php?article=1553&locale=ru

M3 - статья

VL - 16

SP - 107

EP - 116

JO - ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР

JF - ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕКТОР

SN - 1996-7853

IS - 4

ER -

ID: 87762496